Контроль рекламной деятельности на территории Нижегородской области в 2018 году.
29 ноября 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

«Контроль рекламной деятельности на территории Нижегородской области в 2018 году»

 

Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы осуществляют, в том числе,  надзор за соблюдением требований законодательства РФ о рекламе.

К полномочиям антимонопольного органа в данной сфере отнесены:

1) предупреждение, выявление и пресечение нарушений физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе;

2) возбуждение и рассмотрение дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с положениями Федерального закона «О рекламе» дело может быть возбуждено по собственной инициативе ведомства, а также по представлению прокурора, обращению органа государственной власти или органа местного самоуправления, заявлению физического или юридического лица.

В настоящее время Управлением подведены предварительные итоги работы за 2018 год.

За 11 месяцев 2018 года поступило 233 обращения по фактам распространения рекламы, за аналогичный период 2017 года Управлением рассмотрено 235 заявлений.

По результатам  рассмотрения обращений  79 заявлений (за 11 месяцев прошлого года таких заявлений было 83) послужили поводом для возбуждения дел, в  154 случаях вынесены решения об отказе в возбуждении дела (за 11 месяцев 2017 года отказы вынесены по 152 заявлениям).

 Приведенная статистика свидетельствует о том, что доля «обоснованных» обращений, то есть действительно указывающих на признаки нарушения рекламного законодательства, практически сохранилась на уровне прошлого года.

Так,  если в I полугодии 2016 года  «обоснованных»  обращений было 67% от общего количества поступивших жалоб, по итогам 2016 года  их число снизилось до 52%, в I полугодии 2017 года   доля «обоснованных» обращений, рассмотрение которых завершилось возбуждением дела, составила 41%, сейчас по состоянию на декабрь 2018 года, таких заявлений только 34%.

Следующим показателем, характеризующим результаты работы территориального управления антимонопольного ведомства, является количество рассмотренных Управление дел.

 

Правоприменительная практика Управления, выраженная в цифрах, выглядит следующим образом:

 

Количество возбужденных дел

I полугодие 2016 года

2016 год

I полугодие 2017 года

11 месяцев 2017 года

I полугодие 2018 года

11 месяцев 2018 года

По обращениям

68

118

53

83

45

79

По собственной инициативе

4

27

11

20

5

8

Всего дел

72

145

64

103

50

87

 

Общие данные о результатах рассмотрения дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе представлены в Таблице:

 

 

Период

Всего дел

Прекращено

Вынесено решений

Выдано предписаний

2016 год

145

29

116

93

2017 год

103

29

74

58

2018 год

87

15

66

17

 

Одной из тенденций 2018 года стало существенное сокращение числа выдаваемых предписаний. В настоящее время рекламодатели и рекламорапространители, получая Определение о возбуждении дела, или в ходе рассмотрения дела, добровольно  устраняют допущенное нарушение. В связи с чем выдавать предписание становится нецелесообразным.

 

Приведенные цифры так же показывают снижение количества дел, возбужденных управлением по признакам нарушения ФЗ «О рекламе».    В 2018 году количество возбужденных дел по сравнению с  аналогичным периодом 2017 года сократилось на 15%, разница между показателями предыдущих периодов (2016 и 2017 годов) составляла 30%.

Данная тенденция для Управления ожидаема и является результатом превентивных мер, направленных на предупреждение возможных нарушений. Среди которых необходимо выделить:

-  проведение Публичных обсуждений деятельности управления,

- участие специалистов Нижегородского УФАС России в совместных с Управлением Роскомнадзора по ПФО   методических семинарах  для средств массовой информации,

-  тесное взаимодействие с органом саморегулирования – Рекламном советом при ТПП  Нижегородской области.

 

 

 

Данные о количестве дел, рассмотренных Управлением в 2018 году, с разбивкой по статьям ФЗ "О рекламе", представлены в таблице:

 

Положения ФЗ «О рекламе»

2016 год

11 месяцев 2017 года

11 месяцев 2018 года

Статья 18  "Рекламные смс, звонки, электронные письма "

20

26

23

Статья 28 "Реклама финансовых услуг"

16

21

21

Часть 3 статьи 5 "Реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения"

16

17

14

Часть 7 статьи 5 "Отсутствие в рекламе части существенной информации"

12

8

10

Часть 4 статьи 5 "Распространение рекламы, сходной с дорожными знаками"

0

3

1

Часть 6 статьи 5 "Неэтичная, оскорбительная реклама"

0

3

-

Часть 2 статьи 5 "Недобросовестная реклама"

0

3

 

Статья 7  "Реклама запрещенных к рекламированию товаров"

9

2

4

Статья 24 "Реклама лекарственных средств и медицинской техники"

4

2

-

Статья 16 "Реклама в печатных изданиях"

1

2

5

Статья 20 "Использование транспортных средств в качестве передвижных рекламных конструкций"

4

3

1

Статья 21 "Распространение рекламы алкогольной продукции"

9

6

4

Часть 10.1 статьи 5 "Отсутствие в рекламе информационной продукции категории данной продукции"

0

1

-

Часть 11 статьи 5 "Несоблюдение в рекламе требований законодательства РФ, в частности, реклама на квитанциях"

3

2

-

Статья 9 «Реклама стимулирующих мероприятий»

-

-

1

Статья 14 «Реклама в телепрограммах и телепередачах»

-

-

2

 

Основная доля рассмотренных дел и выявленных нарушений связана с навязчивым распространением рекламы по сетям электросвязи (смс-реклама, телефонные звонки, рекламные рассылки по электронной почте, включение рекламы в push-сообщения о пополнении баланса и т.д.). Доля таких дел составляет 35%.

Следующим, наиболее часто выявляемым нарушением является реклама финансовых услуг.  Это каждое 3 дело, рассмотренное Управлением (в 2017 году это было каждое 5 дело).

Нарушение общих требований к рекламе, говорящих о том, что реклама должна быть достоверной (статьи 5 Закона) также является одним из часто встречающихся (21%) ( в 2017 году доля таких дел составляла 16,5%).

Подробная информация о характере выявляемой ненадлежащей рекламы, лицах, допускающих нарушения требований Закона, а также примеры рассмотренных дел будут представлены на публичных слушаниях.

 

Итоги работы Нижегородского УФАС России в сфере применения

КоАП РФ.

 

Возбуждение дел по фактам нарушения рекламного законодательства осуществляется по статье 14.3 Кодекса. Составление протоколов и рассмотрение таких дел отнесено к полномочиям антимонопольного органа.

 

В 2018 году Управлением рассмотрено 63 дела об административных правонарушениях (за 11 месяцев  2017 года - 83 дела), из них: 4 дела прекращено (в 2017 -11 дел), вынесено 59 постановлений о признании факта правонарушения (за 2017 год – 72). Из них, по 25 делам назначены штрафы (в 2017 году – по 38 делам) на сумму 2 млн. 714 000 руб. (в 2017 – 2 848 000 р.), по 25 делам вынесены постановления о назначении наказания в виде предупреждения, что возможно для предприятий малого и среднего бизнеса, в случае если нарушение совершено впервые (в 2017 году – 38 предупреждений)..

 

 

 

Количество рассмотренных дел

Прекращено

Выдано предупреждений

Выдано постановлений о наложении штрафа

Общая сумма наложенный штрафов, руб.

2016 год

101

11

26

64

4802000

11 месяцев 2017 года

83

11

34

38

2848000

11 месяцев 2018 года

63

4

34

25

2714000

 

Предварительные итоги 2018 года фиксируют сохранение объемов наложенных штрафов при некотором снижении количества рассмотренных дел. Связано это с увеличением числа административных производств, возбужденных по части 6 статьи 14.3 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за распространение ненадлежащей рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, и предусматривающей более жесткое наказание – от 300 000 до 800 000 рублей.

 

Детальную информацию об административной практике Управления, прецедентных делах слушатели смогут получить в рамках публичных обсуждений.

 

Приложенные файлы
Контроль_рекламной_деятельности_на_территории_Нижегородской_области_в_2018-1543916249.docx (30,4 КБ)
Наверх