Контроль за соблюдением запрета заключения антиконкурентных соглашений
09 октября 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАПРЕТА ЗАКЛЮЧЕНИЯ АНТИКОНКУРЕНТНЫХ СОГЛАШЕНИЙ

Картель – одна из форм объединения предприятий на договорной основе. Его участники определяют общую политику ценообразования, распределяют сферы влияния на рынке, сохраняя при этом финансовую и производственную самостоятельность. В настоящее время участие в картелях рассматривается как нарушение административного и уголовного законодательства.

В рамках осуществления контроля по соблюдению антимонопольного законодательства Нижегородским УФАС России за 2020 год:

1. Возбуждено 6 дел о нарушении антимонопольного законодательства;

2. Принято 3 решения о признании ряда лиц, нарушившими антимонопольное законодательство.

3. Возбуждено 30 дел об административных правонарушениях;

4. Рассмотрено 9 дел об административных правонарушениях;

5. Назначено административное наказание в виде штрафа в размере 4 682 640 руб.;

6. Проведено 7 внеплановых выездных проверок.

Любое дело о нарушение антимонопольного законодательства имеет свои сложности и особенности при доказывании. Ни одно наше дело не похоже на другое. У нас нет типичных дел, каждое индивидуально. Поэтому в любом конкретном случае, исходя из материалов, полученных в ходе предварительного расследования, в ходе проверок, от заинтересованных лиц, от пострадавших сторон, от самих хозяйствующих субъектов для каждого дела приходится выстраивать собственную систему доказательств. Суммируя и анализируя все доказательства, находящиеся в нашем распоряжении, мы пытаемся сформировать ту или иную логику их изложения, ту или иную структуру доказательств. Каждое наше дело уникально и при его рассмотрении приходится заново переосмысливать вопрос "виновен – не виновен", доказано нарушение антимонопольного законодательства или не доказано. Все зависит от конкретного набора фактов, обстоятельств, которые есть в материалах дела.

Основная задача и направление нашей работы: во-первых, повышение качества принимаемых нами решений по делам о нарушении антимонопольного законодательства; во-вторых, повышение уровня подготовки к самим судебным заседаниям; в-третьих, системный анализ судебной практики, которая складывается по делам о картелях. Поскольку 100% решений обжалуются в судах. Конечная оценка, которую выставляет суд является самой важной из тех, что мы получаем по результатам нашей деятельности.

Одно из важных направлений — это развитие взаимоотношений с правоохранительными органами. С целью "заинтересовать" правоохранительные структуры в результатах совместной с ФАС России работы, чтобы они поняли важность деятельности по противодействию картелям. Вместе с тем как уже было отмечено при доказывании наличия заключенного антиконкурентного соглашения антимонопольный орган также сталкивается с рядом проблем, связанных с необходимостью получения дополнительных доказательств.

За все время существования отдела по борьбе с картелями Нижегородского УФАС России (с 01.10.2018) сотрудниками антимонопольного органа выявлены признаки совершения уголовного-наказуемых деяний, предусмотренных ст. 178 УК РФ, и в правоохранительные органы написаны следующие заявления:

- по делу 1552-ФАС52-02/18 о нарушении антимонопольного законодательства 30.01.2019 состоялось решение, что послужило поводом к сообщению в органы МВД о признаках совершения преступления, предусмотренного ст. 178 УК РФ. По результатам рассмотрения заявления Нижегородского УФАС России правоохранительным органом вынесено три постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 17.04.2019, 19.06.2019 и 04.09.2019;

- по делу 052/01/11-2072/2019 о нарушении антимонопольного законодательства 26.12.2019 состоялось решение, что послужило поводом к сообщению в органы МВД о признаках совершения преступления, предусмотренного ст. 178 УК РФ (заявления от 16.01.2020). По результатам рассмотрения заявления Нижегородского УФАС России правоохранительным органом вынесено три постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 21.02.2020, 29.04.2020 и 15.06.2020;

- по делу 052/01/11-2039/2019 о нарушении антимонопольного законодательства 21.05.2020 состоялось решение, что послужило поводом к сообщению в органы МВД о признаках совершения преступления, предусмотренного ст. 178 УК РФ (заявление от 25.05.2020). По результатам рассмотрения заявления Нижегородского УФАС России правоохранительным органом вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 08.07.2020.

У антимонопольного органа имеется обязанность при наличии в действиях лиц, признанных нарушившими антимонопольное законодательство, признаков совершения преступления, предусмотренного ст. 178 УК РФ (доход, полученный при реализации запрещенного антимонопольным законодательством соглашения, превышает 50 млн рублей), сообщить об этом в правоохранительные органы.

 

ПРИМЕРЫ ДЕЛ О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. 28.07.2020 возбуждено дело №052/01/16-1566/2020 в отношении Отдела имущественных, земельных отношений и труда Администрации Воротынского муниципального района Нижегородской области и ООО «Строитель» по ч.4 т. 16 Закона о защите конкуренции.

В 2018-2019 в ЕИС были размещены извещения о проведении электронных аукционов на право заключения контрактов на Приобретение в муниципальную собственность на первичном рынке благоустроенного жилого помещения (квартиры), расположенного в р.п.Воротынец Нижегородской области,для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из анализа требований заказчика по вышеуказанным аукционам следует, что одним из требований к приобретаемым жилым помещениям было ввод домов в эксплуатацию в 2018 и 2019 годах соответственно. Однако извещения о проведении данных аукционов были размещены в открытом доступе лишь в ноябре 2018 года и сентябре 2019 года соответственно.

Вместе с тем из имеющихся в Управлении материалов следует, что на протяжении 2018 - 2019 г. Отдел имущественных, земельных отношений и труда Администрации Воротынского муниципального района Нижегородской области неоднократно направлял в адрес Министерства социальной политики Нижегородской области информацию относительно готовности строящихся домов, в которых данным заказчиком планировалось приобретение жилых помещений для детей-сирот в 2018 и 2019 годах соответственно.

 

2. 25.08.2020 Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области возбудило дело №052/01/11-1731/2020 в отношении ООО «ИНТЕРЗАПЧАСТЬ», ООО «РИМОТОРС», ООО «АВРОРА», ООО «ВЕРС», ООО «ТОРНАДО-АВТО», ООО «СТРОЙ АВТО КОМПЛЕКТ» по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Основанием для возбуждения дела явились результаты проведенной Нижегородским УФАС России внеплановой выездной проверки в отношении ООО «ТОРНАДО-АВТО».

По результатам внеплановой проверки, а также всестороннего и полного анализа обстоятельств проведения закупок предметом которых является техническое обслуживание, ремонт транспортных средств, а также поставка и монтаж сборно-разборных модульных сооружений в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственных программ вооружения для нужд МВД РФ Нижегородским УФАС России выявлены признаки заключения ограничивающих конкуренцию соглашений между ООО «ИНТЕРЗАПЧАСТЬ», ООО «РИМОТОРС», ООО «АВРОРА», ООО «ВЕРС», ООО «ТОРНАДО-АВТО», ООО «СТРОЙ АВТО КОМПЛЕКТ».

Целью соглашений стало поддержание цен на торгах, проводимых для нужд МВД РФ. Общая сумма контрактов составляет более 280 млн. рублей. Данное антиконкурентное соглашение серьёзным образом повлияло не только на экономику региона, поскольку закупки, при осуществлении которых выявлены признаки заключения антиконкурентных соглашений, проводились на территории разных регионов: Ульяновская область, Костромская область, Республика Татарстан.

В настоящее время Нижегородское УФАС России продолжает уделять большое внимание выявлению и пресечению подобных соглашений.

 

3. Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области возбудило дело в отношении МП «РЭД АР» и ООО «Вектор» по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

 

Нарушение выразилось в формальной имитации участниками аукциона конкурентной борьбы. Из материалов дела следует, что ответчики совместно участвовали в аукционе на право заключения контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и элементов их обустройства Нижегородского района города Нижнего Новгорода в 2019 году. Начальная (максимальная) цена контракта составила 221 738 344 руб.

 

Фактические обстоятельства, установленные по результатам анализа имеющихся материалов, сводятся, в том числе к тому, что контракт, заключен с минимальным снижением НМЦК до 1%, победителем признано МП РЭД Автозаводского района, при этом победа данного участника была заранее определена. По итогам проведения закупочной процедуры МП РЭД Автозаводского района заключило муниципальный контракт, фактическая оплата по которому составила 199 078 495,12 руб.

ООО «Вектор» в последствии выполняло работы в рамках указанного контракта в качестве субсубподрядчика.

 

 

Наверх