Практика контроля, осуществляемого антимонопольным органом, в сфере государственных закупок
15 июня 2017, 00:00
Тип документа:
Доклады

 

Практика контроля, осуществляемого антимонопольным органом, в сфере государственных закупок

Управлением проведена серьезная работа, направленная на изменение антиконкурентных схем закупок лекарственных средств, применяемых в Нижегородской области, среди которых закупка услуг по обеспечению граждан Нижегородской области, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ.

 Данная закупка  включает в  свой предмет наряду с услугами по обеспечению лекарственными средствами непосредственно поставку лекарственных средств, что приводит к ограничению количества участников закупки. Факт необоснованного ограничения конкуренции путем формирования предмета изложенным образом  установлен неоднократными решениями антимонопольного органа, оставленными в силе  судами различных инстанций.

 

1. Так. 09.07.2015 в рамках внепланового контрольного мероприятия инспекция Нижегородского УФАС России в рамках проведения внепланового контрольного мероприятия соблюдения требований действующего законодательства при определении исполнителя  на право заключить контракт на оказание социальных услуг по обеспечению лекарственными препаратами граждан Нижегородской области, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ в 2015 году, номер извещения 0832200006615000330,  вынесла решение № 355-АМ:

1. Признать заказчика – Министерство здравоохранения Нижегородской области - нарушившим требования части 2 статьи 8 и части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

2. Выдать предписание уполномоченному органу и заказчику об аннулировании определения исполнителя.

Предписание не исполнено в связи с заключением на момент получения предписания контракта.

Министерством здравоохранения Нижегородской области указанное решение и предписание обжалованы в суд.

05.09.2016 Арбитражный суд НО рассмотрел дело № А43-18246/2015 по заявлению Министерства здравоохранения Нижегородской области о признании недействительными и отмене решения и предписания от 09.07.2015 №355-АМ и отказал заявителю в полном объеме, согласившись с выводами антимонопольного органа. Законность данного решения проверена и подтверждена судом апелляционной инстанции (постановление от 14.12.2016). В настоящее время подана кассационная жалоба на указанные судебные акты (рассмотрение назначено на 27.03.2017).

То есть, неправомерность указанной антиконкурентной схемы закупки объедения услуг по обеспечению и поставки лекарственных средств подтверждена судом.

 

2. Арбитражным судом Нижегородской области рассмотрено дело № А43-18162/2015 по иску Нижегородского УФАС России о признании:

- электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами граждан Нижегородской области, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в соответствии с Законом о социальной помощи в 2015 году, извещение №0832200006615000330 (заказчик - Министерство здравоохранения Нижегородской области), недействительным;

- недействительным контракта № 241931 от 13.07.2015 на оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами граждан Нижегородской области, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в соответствии с Законом о социальной помощи в 2015 году, заключённого между Министерством здравоохранения Нижегородской области и обществом с ограниченной ответственностью «Поволжье-Фарм» по результатам названного аукциона (цена контракта – 105 176 563,29 рублей).

В удовлетворении иска отказано, однако, Арбитражный суд Нижегородской области  также согласился с выводом Управления о наличии ограничения конкуренции в данной схеме. Данное решение вступило в законную силу.

 

3. 15.11.2016 состоялось заседание Комиссии Нижегородского УФАС России по рассмотрению жалобы ЗАО Фирма ЦВ «ПРОТЭК», по результатам которого вынесено следующее решение:

- Признать жалобу ЗАО Фирма ЦВ «ПРОТЭК» о нарушении Государственным казенным учреждением Нижегородской области «Центр размещения заказа Нижегородской области», Министерством здравоохранения Нижегородской области, требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание социальных услуг по обеспечению лекарственными препаратами граждан Нижегородской области, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ, номер извещения 0832200006616001064, обоснованной.

- Признать Заказчика и Уполномоченное учреждение нарушившими требования части 2 статьи 8, части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части нарушения правил описания закупки, в том числе неуказания надлежащего объема услуг, а также в части ограничения конкуренции при формировании предмета подобным образом.

-Уполномоченному учреждению, заказчику и аукционной комиссии выдано предписание об устранении нарушений №2145-ФАС52-КТ-64-09/11-16(762-АС) (путем отмены всех протоколов и аннулирования закупки),  которое не исполнено (в отношении должностного  лица Министерства здравоохранения возбуждено административное производство по факту не исполнения данного предписания, дело рассмотрено, виновные лица  привлечены к административной ответственности).

Названные решение и предписание в настоящее время обжалуются в суде 1 инстанции (А43-35449/2016) . Решением от 27.02.2017  в удовлетворении требований  о признании названных решения и предписания незаконными  Минздраву Нижегородской области отказано (подана апелляционная жалоба, постановлением от 22.05.2017 решение суда первой инстанции оставлено в силе).

То есть, в очередной раз законность решения антимонопольного органа. которым установлен факт ограничения конкуренции при  формировании предмета изложенным выше образом (объединяя услуги и поставку лекарственных средств), подтверждена  судом.

 22.11.2016 между  Министерством здравоохранения Нижегородской области  и - ООО «Поволжье-Фарм» заключен контракт №43 с единственным участником закупки на сумму 112 037 115,98 руб.

В настоящее время в производстве Арбитражного суда Нижегородской области находится дело №А43-35197/2016 по заявлению Нижегородского УФАС России о признании недействительными названной закупки и контракта №43 от 22.11.2016,  В рамках указанного дела 14.12.2016 приняты обеспечительные меры в виде запрета Министерству здравоохранения Нижегородской области и ООО «Поволжье-Фарм» исполнять обязательства по названному контракту.  Между тем в нарушение судебного запрета контракт №43 от 22.11.2016 исполнен сторонами в полном объеме (данный факт установлен в судебном заседании -01.02.2017).

20.02.2017 была объявлена резолютивная часть решения, согласно которой требования истца удовлетворены в полном объеме, закупка и контракт признаны недействительными.. В полном объеме решение изготовлено 07.03.2017 (подана апелляционная жалоба, (Постановлением 1ААС  от  24.05..2017 решение оставлено в  силе).

 

4. Кроме того, 07.12.2016 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ЗАО Фирмы ЦВ «ПРОТЭК», содержащая информацию о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок Министерством здравоохранения Нижегородской области и ГКУ НО «ЦРЗ НО», при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание социальных услуг по обеспечению лекарственными препаратами граждан Нижегородской области, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ в 2017-2018 годах, (начальная (максимальная) цена контракта 590 894 352,00 рублей), номер извещения  0832200006616001170.  Данная жалоба отозвана.

Вместе с тем 19.12.2016 в рамках проводимой внеплановой проверки, установлены нарушения части 2 статьи 8, части 1 статьи 33, статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и выдано предписание об аннулировании указанной закупки

Названные решение и предписание антимонопольного органа обжалованы в суд ( дело № А43-36120/2016, назначено рассмотрение на 04.04.2017),   и приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия предписания и решения, что позволило Министерству здравоохранения Нижегородской области и ООО «Поволжье-Фарм»  заключить контракт на сумму 584 985 408.48 руб (дело прекращено в связи с отказом от иска)

Одновременно 26.12.2016 Арбитражным судом  по заявлению Управления в рамках дела №А43-36174/2016 приняты обеспечительные меры в виде запрета сторонам по контракту совершать действия по исполнению контракта, т.е. исполнение контракта приостановлено. В настоящее время поданы апелляционные жалобы на определение суда о принятии обеспечительных мер (дата рассмотрения 22/03/2017, в удовлетворении отказано).

20.01.2017 Министерство здравоохранения Нижегородской области и ООО «Поволжье-Фарм» обратились в Арбитражный суд Нижегородской области с просьбой отменить принятые ранее обеспечительные меры (от 26.12.2016) в виде запрета сторонам исполнять условия контракта.

01.02.2017 суд отказал в удовлетворении  названного ходатайства сторон, поскольку такое приостановление приведет к невозможности  восстановления в полном объеме баланса интересов заинтересованных сторон, публичных интересов, а также прав потенциальных участников закупки, которые бы смогли поучаствовать в новом аукционе (без нарушений), то есть, фактически позволит исполнять  оспоренный контракт, заключенный по результатам аукциона, проведенного с грубейшими нарушениями Закона о контрактной системе, влеча за собой  неэффективное использование средств бюджета.

Также суд отказал  в приостановлении  действия принятых обеспечительных мер.

В настоящее время в Арбитражном суде Нижегородской области  также  находится дело по иску Нижегородского УФАС России к Минздраву НО и ООО «Поволжье-Фарм» о признании  недействительными  названной выше закупки и   контракта  №61 от 26.12.2016 (дело № А43/738/2017) Решением от 21.03.2017 исковые требования удовлетворены, закупка и контракт признаны судом недействительными

Отмечаем, что по инициативе Управления проводились обсуждения ситуаций совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Нижегородской области, в том числе, под эгидой Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе. В рамках обсуждений Управлением неоднократно вносились предложения по механизму перехода к способу реализации полномочий в сфере дополнительного лекарственного обеспечения, не противоречащему действующему законодательству. Указанные предложения предполагали адаптацию к условиям   Нижегородской области соответствующих проконкурентных практик, апробированных в других регионах РФ  и  направленных на реализацию в полном объеме соответствующих прав граждан. Управление отмечет отсутствие обращений в свой адрес  по данному вопросу со стороны указанных РОИВ Нижегородской области, также как и по иной дискутируемой проблематике в сфере взаимных интересов.

 

Наверх