ДОКЛАД
на тему: Основные нарушения, выявляемые антимонопольным органом при проведении контроля органов государственной власти и органов местного самоуправления. Позиции ФАС России по вопросам предоставления хозяйствующим субъектам государственных и муниципальных преференций
( В РАМКАХ ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ)
-
Основные нарушения, выявляемые антимонопольным органом при проведении контроля органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Согласно изменениям в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) от 05.01.2016 введен предупредительный антимонопольный контроль, который распространен на действия органов власти. При наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства органу власти выдается предупреждении о прекращении признаков нарушения антимонопольного законодательства и только в случае его неисполнения антимонопольный орган возбуждает дело о нарушении антимонопольного законодательства.
Законом о защите конкуренции предусмотрены следующие виды предупреждений в отношении органов власти:
- о прекращении действий (бездействия);
- об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
- об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
Указанная норма повлекла сокращение количества дел о нарушении антимонопольного законодательства и увеличению количества предупреждений.
Наиболее нарушаемой со стороны органов власти является статья 15 Закона о защите конкуренции, согласно которой запрещаются ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействие) органов государственной власти и местного самоуправления, органов и организаций, осуществляющих их функции, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг.
А также статья 17 Закона о защите конкуренции, согласно которой запрещаются любые неправомерные действия при торгах, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Ряд основных нарушений со стороны органов власти, которые были выявлены:
- предоставление муниципального имущества без проведения торгов и без согласия антимонопольного органа;
- бездействие по непроведению конкурсных процедур по отбору управляющей организации;
- бездействие по неприведению нормативного акта в соответствие с действующим законодательством;
- принятие акта, ограничивающего конкуренцию в сфере организации пассажирских автоперевозок транспортом общего пользования;
- необоснованное препятствование хозяйственной деятельности;
- предоставление преимущественного условия в осуществлении хозяйственной деятельности;
- непринятие мер по демонтажу рекламных конструкций;
- предоставление преференций конкретному хозяйствующему субъекту без согласования с антимонопольным органом;
- принятие акта, ограничивающего конкуренцию в сфере использования и владения государственным имуществом;
- невыделение объемов хозяйствующему субъекту на конкретные виды медицинской помощи в сфере обязательного медицинского страхования;
- необоснованное ограничение участия в торгах;
- не размещение информации о торгах на официальном сайте торги.гов.ру;
- проведение торгов в иной форме (в форме аукциона, а не конкурса);
- размещение информации о проведении торгов (на официальном сайте торгов) в ином разделе;
- при внесении изменений (в существенные условия) в концессионное соглашение без согласования с антимонопольным органом;
- незаконное требование излишних документов при проведении торгов;
- нарушение сроков размещения обязательной информации в соответствие с действующим законодательством на сайте торги.гов.ру либо не размещение информации в полном объеме.
-
Позиции ФАС России по вопросам предоставления хозяйствующим субъектам государственных и муниципальных преференций.
Поддержание органами власти хозяйствующих субъектов путем предоставления различных преимуществ не должно нарушать конкуренцию среди участников товарного рынка, поэтому предоставление государственных или муниципальных преференций регулируется и контролируется антимонопольным законодательством и в том числе Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Порядок предоставления государственной или муниципальной преференции регламентирован Главой 5 Закона о защите конкуренции, а также Приказом ФАС России от 16.12.2009 №841 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции".
В настоящее время ФАС России ведется работа по внесению изменений в Закон о защите конкуренции в части предоставления государственных или муниципальных преференций (Главу 5).
В целях организации и осуществления ФАС России контроля исполнения государственной функции по рассмотрению территориальными органами ФАС России заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции до вступления в силу соответствующих поправок к Закону о защите конкуренции ФАС России издано Поручение руководителя ФАС России И.Ю. Артемьева от 26.06.2020 № 01-021-ИА/пр, содержащее порядок взаимодействия территориальных органов ФАС России и центрального аппарата ФАС России.
В соответствии с новым порядком взаимодействия территориальный орган при поступлении заявления о даче согласия на предоставление преференции размещает на официальном сайте в новостной ленте информацию о поступлении такого заявления. При этом такая информация должна содержать наименование органа власти, от которого поступило заявление, цель предоставления преференции, вид и размер преференции, получатель преференции, срок предоставления преференции.
Размещению подлежат также решения антимонопольного органа, принятые по результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление преференции.
Кроме того, теперь решение по результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции вступает в силу по истечении 30 дней с даты его опубликования на официальном сайте антимонопольного органа.
При этом такое решение может быть обжаловано в ФАС России (коллегию по контролю за надлежащим осуществлением государственной функции по рассмотрению заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции) в течение 10 дней с даты его опубликования на официальном сайте.
В соответствии с новым порядком определены виды государственных и муниципальных преференций, рассмотрение которых относится к исключительной компетенции центрального аппарата ФАС России, к которым отнесены:
-
Предоставление преференций в любой форме, заявления о предоставлении которых поданы федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
-
Предоставление в пользование (любое владение и (или) пользование) одному хозяйствующему субъекту по одному или нескольким заявлениям о даче согласия на предоставление преференции, по одной или нескольким сделкам недвижимого имущества общей площадью 500 кв.м, и более.
-
Предоставление в пользование (любое владение и (или) (пользование) одному хозяйствующему субъекту но одному или нескольким заявлениям о даче согласия на предоставление преференции, по одной или нескольким сделкам недвижимого имущества, отнесенного к объектам культурного наследия народов Российской Федерации, общей площадью 100 кв.м, и более.
-
Предоставление одному хозяйствующему субъекту в течение одного бюджетного года денежных средств в любой форме (субсидии, внесение денежных средств в качестве вклада в уставный фонд и так далее) на сумму 1 млн. рублей и более.
-
Предоставление одному хозяйствующему субъекту в течение одного бюджетного года имущественных или финансовых льгот, государственных или муниципальных гарантий на сумму 1 млн. рублей и более.
-
Предоставление преференций в любой форме, заявления о предоставлении которых поданы с грифом «для служебного пользования».