О результатах контроля соблюдения правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии
02 февраля 2021, 09:00
Тип документа:
Доклады

О результатах контроля соблюдения

Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям

(в рамках Ведомственной программы профилактики)

 

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее – технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Указанной статьей Федерального закона установлено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Такой договор является публичным. При этом технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им исполнительным органом власти.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» Нижегородским УФАС России проводит работу по выявлению нарушений в указанной сфере.

В соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее — Правила) определяются порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее — энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

В частности, Нижегородским УФАС России осуществляется проверка действий сетевых организаций, в том числе, в следующих случаях:

  • присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств;

  • увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств;

  • изменения категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, не влекущих пересмотра величины максимальной мощности, но изменяющих схему внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств.

В соответствии с пунктом 3 указанных Правил установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1,14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно подпункту б) пункта 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Согласно части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Нижегородским УФАС России в рамках осуществления деятельности по пресечению нарушений в указанной сфере проводится работа в отношении ПАО «МРСК Центра и Приволжья».

В 2020 году в отношении Общества возбуждено 84 дела об административных правонарушениях, из них вынесено:

  • постановлений о наложении штрафа – 42 (из них по делам, возбужденным в 2019 году – 15);

  • постановлений о прекращении – 22 (из них по делам, возбужденным в 2019 году – 5).

Постановления о прекращении административного производства вынесены по результатам рассмотрения всех обстоятельств дела в связи с отсутствием состава административного правонарушения или в связи с истечением срока давности привлечения по рассматриваемым событиям.

На основании вынесенных постановлений в 2020 году Обществу выдано 25 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Общая сумма наложенных штрафов:

  • 21 300 000 рублей (42 постановления), из них:

  • 7 800 000 рублей – оплачено (18 постановлений);

  • 9 900 000 рублей – в стадии судебного обжалования (17 постановлений);

  • 3 600 000 рублей – в стадии исполнения (7 постановлений).

Всего в 2020 году обжаловано в суд 38 постановлений Управления о наложении штрафа по статье 9.21 КоАП РФ на общую сумму 18 300 000 рублей (из них 22 постановления по делам 2019 года).

Из указанных постановлений принято судами решений в пользу Управления по 20 постановлениям на сумму 7 800 000 рублей (из них один штраф снижен по решению суда с 600 000 руб. До 300 000 руб.), одно постановление отменено полностью (подана кассационная жалоба).

Исходя из имеющейся информации, отделом в 2019 году вынесено 44 постановления по статье 9.21 КоАП РФ (нарушение правил подключения (тех. присоединения) к электрическим сетям), из них 27 постановлений о прекращении административного производства и 17 постановлений о наложении штрафа в размере 6 320 000 рублей (оплачено в 2019 году — 4 820 000 рублей).

Приложенные файлы
Результаты_контроля_соблюдения_правил_недискрим.__доступа_к_У-1635851029.docx (18,7 КБ)
Наверх