Доклад
Светланы Евгеньевны КИРЬЯКОВОЙ,
заместителя руководителя Нижегородского УФАС России
на тему:
Выявление и пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений (картелей)
Указом Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (далее – Указ) и утвержденным в соответствии с ним Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы (далее – Национальный план) в целях реализации основных направлений государственной политики по развитию конкуренции обеспечение равных условий и свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации, обеспечение прозрачности закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также закупок товаров, работ и услуг инфраструктурными монополиями и компаниями с государственным участием определены в качестве основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции.
Ежегодный объем государственных закупок достигает 25 трлн. рублей - около 30% ВВП, из них: обязательно в электронной форме: 7 трлн. рублей (по 44-ФЗ) и 2 трлн. рублей (по 223-ФЗ) – закупки у малого и среднего бизнеса.
Оценка ущерба от картелей составляет 1,5 – 2% ВВП.
Принципы торгов:
- эффективность;
- экономичность;
- равенство и справедливость;
- открытость и прозрачность;
- ответственность;
- стимулирование производства и рынка занятости;
- поддержка малого и среднего бизнеса.
В результате сговоров на торгах дискредитируется сама идея торгов.
Положениями Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в частности частью 1 статьи 11, частью 1 статьи 17 установлен запрет на заключение антиконкурентных соглашений между хозяйствующими субъектами-конкурентами на торгах, а также между участниками торгов и заказчиками.
Основные способы реализации антиконкурентного соглашения при организации и проведении торгов:
- ограничение участия - конкуренты соглашаются воздержаться от участия в торгах или отозвать своё предложение, чтобы победил определённый участник (до торгов);
- подача неконкурентоспособного предложения - конкуренты соглашаются подать предложение с заведомо проигрышной ценой или неприемлемыми условиями, чтобы победил определённый участник (в ходе торгов);
- сговор участников (не менее трех) открытого аукциона против других участников торгов (реализуется на электронных торгах).
- заказчик (организатор торгов) по соглашению с одним или отдельными участниками включает в конкурсную документацию положения, явно ограничивающие доступ к участию в торгах отдельным хозяйствующим субъектам;
- проявление необъективности и предвзятости к отдельным участникам торгов, включая безосновательное отклонение их предложений;
- иные действия по предоставлению необоснованных преимуществ отдельным участникам торгов.
При электронных торгах:
1. Сложнее сговариваться. Одним из основных требований к первым частям заявок, подаваемых на электронный аукцион, является их анонимность, то есть потенциальные участники сговора не должны знать друг о друге до начала аукциона, а значит, как правило, не могут вступить в картель и иные антиконкурентные соглашения.
2. Легче выявлять сговор. Информация обо всех торгах размещена в едином формате, с универсальной системой поиска и анализа информации. Каждое действие участника закупки оставляет свой электронный след в сети, который сложно скрыть.
В качестве обстоятельств, выступающих признаками заключения антиконкурентного соглашения на торгах, можно выделить следующие:
- большинство торгов выигрывает одна и та же компания;
- ряд компаний выигрывают торги по очереди;
- минимальное число участников торгов;
- участники торгов хорошо осведомлены о конкурентах и их предложениях;
- минимальное снижение начальной цены;
- неявка участников торгов на процедуру торгов;
- присутствие на торгах участников, ни разу не заявивших своего предложения;
- ограничение доступа к информации о предстоящих торгах;
- отличие цен на торгах от рыночной цены.
Вместе с тем при рассмотрении вопроса о доказывании сговора необходимо иметь ввиду, что согласно разъяснению №3 Президиума ФАС России при доказывании антиконкурентных соглашений и согласованных действий могут использоваться прямые и косвенные доказательства.
Прямыми доказательствами наличия антиконкурентного соглашения могут быть письменные доказательства, содержащие волю лиц, направленную на достижение соглашения: непосредственно соглашения; договоры в письменной форме; протоколы совещаний (собраний); переписка участников соглашения, в том числе в электронном виде.
Факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств.
В целях выявления сговоров на торгах антимонопольный орган использует ряд методов получения информации о возможном сговоре, которые являются традиционными и используются во всем мире:
- проведение внеплановых проверок;
- работа с заявлениями (заявителями) о признании в рамках программы освобождения;
- работа с обращениями (граждан, организаций, правоохранительных и иных органов);
- работа с информацией из открытых источников (СМИ, Интернет и тд);
- работа с заказчиками и т.д.
При наличии определенных индикаторов или комбинации индикаторов можно определить состояние конкуренции в целом секторе государственных закупок, а также на отдельных рынках поставок товаров и услуг, в частности можно установить риски или признаки сговора.
В соответствии с Национальным планом в числе приоритетных сфер государственной политики по развитию конкуренции обозначено, в частности здравоохранение, в том числе рынки лекарственных препаратов для медицинского применения, рынки медицинских изделий, рынки медицинских услуг; дорожное строительство; транспортные услуги.
В целях достижения эффективности и результативности реализации Указа и Национального плана Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области как по поступающим обращениям, так и в инициативном порядке осуществляет мониторинг проведения торгов в социально значимых сферах экономики, в том числе отраженных в Национальном плане развития конкуренции.
Отделом по борьбе с картелями Нижегородского УФАС России за прошедший период 2019 года рассмотрено 35 обращений о возможных фактах заключения антиконкурентных соглашений, из них вынесено решений об отказе – 14, возбуждено 3 дела о нарушении антимонопольного законодательства путем заключения хозяйствующими субъектами соглашений, запрещенных в соответствии с антимонопольным законодательством, 13 дел об административных правонарушениях, по итогам рассмотрения которых наложены административные штрафы в общей сумме 30 030 846,26 руб.
Так, например, Управлением в настоящее время рассматривается дело № 052/01/11-2039/2019 по признакам нарушения ЗАО «Юлианна», ООО «Отто Бокк – Нижний Новгород», ЗАО «Волго-Вятский центр протезирования и ортопедии», ФГП «Московское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в лице Нижегородского филиала ФГП «Московское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при участии в электронных аукционах в сфере поставки медицинских протезно-ортопедических изделий.
Также Нижегородским УФАС России рассматривается дело №2719-ФАС52-02/18 о нарушении антимонопольного законодательства (статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции») в отношении Муниципального Казенного Учреждения «Главное Управление по капитальному строительству города Нижнего Новгорода» и целого ряда хозяйствующих субъектов. Нарушение выражается в дроблении единых сделок на множество договоров, заключенных на суммы, не превышающие 100 000 рублей. Факты дробления выявлены: при поставке мебели (кресел, тумбочек, банкеток, столов, шкафов, сейфов, стеллажей, вешалок, диванов и др.), компьютерной техники и концертного оборудования для сцены к/т «Вера» на общую сумму, превышающую 6 миллионов; при оказании услуг по разработке технических планов, по корректировке проектной документации, поставке однотипных, а в некоторых случаях и одинаковых товаров, игрового и спортивного оборудования, офисной мебели, компьютерной техники для ДОУ в ЖК «Зенит» на общую сумму, превышающую 3,5 миллиона; при оказании строительно-ремонтных услуг в ФОКе «Приокский», МДОУ №28, ДОУ №60, школе №168 и на объекте «Комплексное благоустройство территории Нижне-Волжской набережной от Канавинского моста до переулка Рыбный Нижегородского района города Нижнего Новгорода».
Решением Арбитражного суда Нижегородской области по делу №А43-18292/2019 (резолютивная часть оглашена 18.09.2019) признано законным и обоснованным решение по делу №1552-ФАС52-02/18, вынесенное в отношении ООО «Дженерал Медикал Системс» и ООО «Медицина и Диагностика», о нарушении пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении ответчиками сговора на торгах в сфере поставки медицинских изделий и препаратов.