Основные нарушения, выявляемые антимонопольным органом при проведении контроля органов государственной власти и органов местного самоуправления
09 сентября 2021, 00:00
Тип документа:
Доклады

ДОКЛАД

на тему: Основные нарушения, выявляемые антимонопольным органом при проведении контроля органов государственной власти и органов местного самоуправления

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее – Нижегородское УФАС России) является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы и действует на основании Положения, утвержденного Приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы».

В соответствии с указанным Положением Нижегородское УФАС России осуществляет в том числе, функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства территориальными органами федеральных органов государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, и иными осуществляющими функции указанными органами органами или организациями, государственными внебюджетными фондами (далее – органы власти).

В рамках предоставленных полномочий антимонопольный орган осуществляет:

- проверки соблюдения антимонопольного законодательства;

- согласование государственных или муниципальных преференций в случаях, установленных антимонопольным законодательством;

- рассматривает жалобы на действия (бездействие) территориальными органами федеральных органов государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, и иными осуществляющими функции указанными органами органами или организациями.

Типичные нарушения обязательных требований антимонопольного законодательства органами власти

 

Согласно изменениям в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) от 05.01.2016 введен предупредительный антимонопольный контроль, который распространен на действия органов власти.

При наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства органу власти выдается предупреждение о прекращении признаков нарушения антимонопольного законодательства и только в случае его неисполнения антимонопольный орган возбуждает дело о нарушении антимонопольного законодательства.

Законом о защите конкуренции предусмотрены следующие виды предупреждений в отношении органов власти:

- о прекращении действий (бездействия);

- об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;

- об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Указанная норма повлекла сокращение количества дел о нарушении антимонопольного законодательства и увеличению количества предупреждений.

За истекший период 2021 года было выдано 37 предупреждений органам государственной власти.

Основные нарушения со стороны органов власти по выданным Предупреждениям были выражены в следующем:

- неприведение нормативного правового акта в соответствие с действующим законодательством (в сфере рекламы, похоронного дела и т.п.);

- бездействие по демонтажу рекламных конструкций;

- бездействие в непроведении конкурса по управлению многоквартирными домами;

- несогласование внесения изменений в концессионное соглашение;

- предоставление земельного участка без проведения процедуры торгов.

 

Кроме этого, за истекший период 2021 года возбуждено 20 дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении органов власти, а именно:

- по статье 15 Закона о защите конкуренции- 5 дел (дела возбуждены в связи с неисполнением Предупреждений). Нарушения выразились в неприведении нормативного правового акта в соответствие с действующим законодательством, заключение договора аренды земельного участка без проведения процедуры торгов;

- по статьей 16 Закона о защите конкуренции- 2 дела. Нарушение выразилось в заключении антиконкурентного соглашения между органом местного самоуправления и газораспределительной организацией;

- по статье 17 Закона о защите конкуренции- 6 дел. Нарушения выразились в нарушении порядка проведения процедуры торгов (земельные участки, нестационарные торговые объекты);

- по статье 17.1 Закона о защите конкуренции- 7 дел. Нарушения выразились в предоставлении государственного/муниципального имущества с нарушением требования действующего законодательства.

 

Отдельно хотелось бы обратить внимание на одно из типичных нарушений, совершаемых органами власти, а именно, несогласование внесения изменений в концессионное соглашение.

Статьей 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях) предусмотрены общие основания изменения концессионных соглашений. Важным положением выступает следующее: изменение существенных условий концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации или муниципальное образование, осуществляется по согласованию с антимонопольным органом (часть 3.8. статьи 13 Закона о концессионных соглашениях).

Однако необходимо обратить внимание, что статьей 43 Закона о концессионных соглашениях установлены особенности изменения концессионных соглашений, объектом которых являются объекты тепло-, водоснабжения и водоотведения, отдельные объекты таких систем, в том числе условий, изменяемых по соглашению сторон на основании решений органов государственной власти или органа местного самоуправления, определенных на основании решения о заключении концессионного соглашения, конкурсной документации и конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса.

Для изменения таких концессионных соглашений необходимо согласие антимонопольного органа, полученное в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Предварительное согласие антимонопольного органа не требуется в следующих случаях:

- в случае замены лица по концессионному соглашению условия концессионного соглашения изменяются на основании данных о фактически исполненных концессионером к моменту проведения конкурса обязательствах по концессионному соглашению, а также с учетом предложений, представленных победителем конкурса в целях замены лица по концессионному соглашению и содержащих лучшие условия по сравнению с условиями концессионного соглашения. Изменения, вносимые в концессионное соглашение и связанные с изменением условий этого соглашения, оформляются дополнительным соглашением к концессионному соглашению (часть 7 статьи 5);

- при изменении вида тарифа на производимую тепловую энергию (мощность) на двухставочный тариф по соглашению сторон концессионного соглашения (часть 3.1 статьи 44).

По сути, когда речь идет о внесении изменений в концессионные соглашения, заключенные в отношении объектов ЖКХ, в подавляющем большинстве случаев необходимо истребовать согласие антимонопольного органа.

Основания, по которым могут быть изменены существенные условия концессионного соглашения, а также порядок согласования антимонопольным органом изменения таких условий установлены Правилами предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения (Постановление Правительства РФ от 24.04.2014 № 368).

В соответствии с пунктом 2 указанных Правил согласование изменений условий концессионного соглашения осуществляется при наличии следующих оснований:

а) возникновение обстоятельств непреодолимой силы;

б) вступление в силу нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в связи с которыми:

стороны концессионного соглашения оказываются неспособными выполнить принятые на себя обязательства;

ухудшается положение концессионера по сравнению с тем положением, в котором он находился на момент заключения концессионного соглашения, в результате чего концессионер в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении концессионного соглашения, в том числе в связи с увеличением совокупной налоговой нагрузки, установлением режима запретов и ограничений в отношении концессионера;

в) вступление в законную силу решения суда или федерального антимонопольного органа, которым установлена невозможность исполнения концессионером или концедентом установленных концессионным соглашением обязательств вследствие решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и (или) их должностных лиц;

г) внесение в установленном порядке изменений в схемы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, в связи с которыми стороны оказываются не способными выполнить принятые обязательства (в случае если предметом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем);

д) установление регулируемых цен (тарифов), надбавок к ценам (тарифам), по которым концессионер предоставляет потребителям товары, работы, услуги, с применением долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, которые не соответствуют таким параметрам, предусмотренным концессионным соглашением.

Кроме того, согласно пункту 5 Правил для согласования изменений условий концессионного соглашения заявитель (концедент или концессионер) предоставляет в антимонопольный орган:

а) заявление (один экземпляр);

б) текст изменений, предлагаемых к внесению в концессионное соглашение, согласованный концедентом и концессионером;

в) обоснование необходимости изменения условий концессионного соглашения с приложением подтверждающих материалов и документов;

г) решение концедента о заключении концессионного соглашения;

д) концессионное соглашение;

е) конкурсную документацию;

ж) конкурсное предложение концессионера;

з) предварительное согласие органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов), полученное в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, - в случае, если согласие испрашивается на изменение значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (долгосрочных параметров регулирования тарифов, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения или долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения).

В практике Нижегородского УФАС России за истекший период 2021 году рассмотрено 10 заявлений о согласовании внесения изменений в концессионные соглашения, из них по 6 – дано согласие на внесение изменений, по 4- отказано в согласовании.

В основном, причина отказа в согласовании – отсутствие правовых оснований для согласования, перечень которых является исчерпывающим.

 

Приложенные файлы
ДОКЛАД__ОКОГВ-1636548464.odt (24,7 КБ)
Наверх