Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Практика и проблемы правоприменения
09 октября 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

 

1.1. Нижегородским УФАС России с 22 марта 2020 года по 13 августа 2020 года проводился ежедневный мониторинг цен социально значимых продовольственных товаров по поручению ФАС России от 20.03.2020 № 001-007-ИА-пр. По результатам мониторинга минимальных и максимальных цен необоснованного повышения цен не выявлено.

Также волонтеры отдела АПР РИК НРО Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» осуществляли мониторинг минимальных и максимальных цен на социально значимые продовольственные товары в муниципальных образованиях Нижегородской области.

В период с 22 марта 2020 года по 13 августа 2020 года в Нижегородское УФАС России поступило более 90 обращений, в которых приводилась информация о завышенных ценах на продовольственные товары, однако Управлением не выявлены случаи продолжительного роста цен на социально значимые продовольственные товары в размере 30 и более процентов.

Кроме того, 19 марта 2020 года в соответствии с приказом Нижегородского УФАС России «О проведении выездного мониторинга» от 06.12.2019 проведен дополнительный мониторинг в целях выявления наличия или отсутствия товаров, реализуемых в торговых объектах г. Нижнего Новгорода.

По результатам проведенных мониторингов не выявлены случаи значительного повышения цен на продовольственные товары. Прослеживается незначительное колебание цен, в связи с отсутствием на момент проведения мониторингов более дешевых продовольственных товаров.

Распоряжением от 08.04.2020 № 96/7р/87-Пр/20/ЛШ-17/20/26/ОД «Об особом контроле за соблюдением требований законодательства в сфере ценообразования на продукты питания и лекарственные средства» создан оперативный штаб по соблюдению требований законодательства в сфере ценообразования на продукты питания и лекарственные средства, в состав которого входят Прокуратура Нижегородской области, Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области и Региональная служба по тарифам Нижегородской области. Заседания оперативного штаба проводились по мере необходимости, но не реже одного раза в неделю, посредством телекоммуникационной связи. В рамках оперативного штаба разработан механизм взаимодействия между Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области и Прокуратурой Нижегородской области по проведению проверок и получению информации в части завышения цен на социально значимые продукты питания, лекарственные средства и медицинские изделия, а также антисептические средства для принятия мер антимонопольного реагирования.

Нижегородским УФАС России на основании поручений ФАС России и требований Прокуратуры Нижегородской области проведены контрольные мероприятия на предмет соблюдения антимонопольного законодательства в отношении следующих хозяйствующих субъектов:

  • ООО «БИЛЛА»;

  • ООО «Торговый дом «Кристалл»;

  • ООО «Сантол».

По результатам проведенных проверок нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не выявлены.

Кроме того, 30.04.2020 Нижегородским УФАС России в соответствии со статьей 25.7 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выданы предостережения о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, ООО «Эльма», ООО ПКП «Проспект», ООО «ТД «Кристалл» и АО «ТД «Нижегородский масло-жировой комбинат».

Также необходимо отметить, что за период с 22.03.2020 по 13.08.2020 произошло повышение средних розничных цен на молоко питьевое 2,5-3,2% на 3,55% (с 54,40 руб/л до 56,33 руб/л), на крупу гречневую-ядрица – 34,27% (с 100,95 руб/кг до 135,55 руб/кг), на хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки на 20,50% (с 78,62 руб/кг до 94,74 руб/кг), на хлеб ржаной, ржано-пшеничный на 18,18% (с 40,63 руб/кг до 48,27 руб/кг).

 

1.2. По результатам мониторинга розничных цен на автомобильный бензин марок АИ-92, АИ-95 и дизельное топливо, проводимого Управлением на ежедневной основе, установлено, что 28.08.2020 по сравнению с 28.08.2019 произошло повышение средней розничной цены на автомобильный бензин марок АИ-92, АИ-95 и дизельное топливо, реализуемые хозяйствующими субъектами посредством АЗС на территории Нижегородской области на 2,52% (с 42,30 руб/л до 43,36 руб/л), на 2,72% (с 45,33 руб/л до 46,56 руб/л) и на 2,84% (с 45,25 руб/л до 46,53 руб/л) соответственно.

Розничные цены на автомобильные бензины марок АИ-92, АИ-95 и дизельное топливо, реализуемые ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» на территории Нижегородской области, по состоянию на 30.09.2020 представлены следующим образом:

розничные цены на автомобильный бензин марки АИ-92 остались без изменения и составили 43,60 руб./л;

розничные цены на автомобильный бензин марки АИ-95 увеличились на 0,64% (с 46,90 руб./л до 47,20 руб./л);

розничные цены на дизельное топливо остались без изменения и составили 46,41 руб./л соответственно.

 

1.3. На основании поручения ФАС России Управлением в еженедельном формате проводится мониторинг розничных цен на сжиженные углеводородные газы, реализуемые посредством АГЗС на территории г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области.

Нижегородским УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке розничной реализации сжиженного углеводородного газа (далее – СУГ) для заправки автомобилей, посредством АГЗС в географических границах Нижегородской области за период 2019 года и январь-май 2020 года, по результатам которого установлено, что доля хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию СУГ посредством АГЗС на территории Нижегородской области, не превышает 50 процентов в географических границах Нижегородской области. Также Управлением в отношении лиц, осуществляющих розничную реализацию СУГ посредством АГЗС проведены внеплановые контрольные мероприятия на предмет соблюдения антимонопольного законодательства. Каких- либо нарушений антимонопольного законодательства Управлением не выявлено.

Так, исходя из представленных хозяйствующими субъектами сведений следует, что в период с марта по май 2020 года произошло снижение розничной стоимости реализации СУГ посредством АГЗС, в том числе в связи со снижением закупочной стоимости СУГ в указанный период. Кроме того, ежегодное изменение стоимости СУГ носит сезонный характер в связи с изменением спроса на указанном товарном рынке.

По результатам мониторинга, проводимого Управлением на еженедельной основе, установлено, что в период с 08.04.2020 по 15.04.2020 произошло резкое снижение розничных цен на СУГ, реализуемый хозяйствующими субъектами посредством АГЗС на территории Нижегородской области: на -9,94% (снижение средней розничной цены с 14,33 руб/л до 12,91 руб/л). В период с 20.05.2020 по 27.05.2020 произошло повышение розничных цен на СУГ, реализуемый хозяйствующими субъектами посредством АГЗС на территории Нижегородской области на 35,81% (средние розничные цены увеличились с 14,29 руб/л до 19,41 руб./л.).

 

 

1.4 В 2019-2020 поступали обращения юридических лиц на действия региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), выразившиеся в навязывании контрагентам (потребителям) невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Так, по итогам рассмотрения обращений ГСК «Гордеевский» и ГК № 19 «Лайнер» в действиях ООО «Нижэкология-НН» установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно навязывание условий относительно способа учета объема и (или) массы ТКО расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, а также относительно периодичности вывоза ТКО, определяемой по заявке, но не реже периодичности установленной СанПиН 42-128-4690-88, СанПиН 2.1.7.3550-19 (пункт 15, приложение 1 к типовой форме договора).

В связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции обществу выданы предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

ООО «Нижэкология-НН» не исполнило обозначенные предупреждения, в связи с чем в отношении общества возбуждено дело № 052/01/10-418/2020 о нарушении антимонопольного законодательства.

По итогам рассмотрения обращения ПГСК «Прибрежный-2» на действия ООО «Нижэкология-НН», аналогичные вышеописанным действиям, обществу также выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Указанное предупреждение не исполнено, материалы обращения ПГСК «Прибрежный-2» приобщены к материалам дела № 052/01/10-418/2020.

Аналогичное предупреждение выдано ООО «СитиЛюкс 52» по итогам рассмотрения обращения ООО «Уютный дом-2». Указанное предупреждение обществом исполнено.

Вместе с тем в вышеобозначенный период поступали обращения граждан на действия региональных операторов по обращению с ТКО при расчете и начислении платы за оказание услуг по обращению с ТКО, выразившиеся в произведение расчета платы исходя из нормативов накопления ТКО, а также начислении собственнику двух и более жилых помещений платы за каждое жилое помещение.

По итогам рассмотрения указанных обращений признаки нарушения антимонопольного законодательства не установлены.

 

Наверх