Контроль за соблюдением рекламного законодательства. Практика 2021 года.
09 сентября 2021, 00:00
Тип документа:
Доклады

Федеральный закон от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг (далее - товары) Российской Федерации, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг.

Целями Федерального закона являются защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, а также посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали.

За 10 месяцев 2021 года Нижегородским УФАС России рассмотрено 336 заявлений о несоответствии рекламы требованиям законодательства о рекламе.

В результате проделанной работы возбуждено 66 дел по фактам нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе.

В указанный период вынесено 50 решений, в соответствии с которыми реклама признана ненадлежащей, 35 предписаний о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

В зависимости от характера нарушения и его негативных последствий для конкуренции, потребителей и общества в целом антимонопольные органы применяют к нарушителям меры административного наказания и административного воздействия.

Так, вынесено 42 постановления, из них 20 постановлений о наложении штрафа на сумму 2 324 000 рублей и 22 постановления, по которым назначено административное наказание в виде предупреждения. Предупреждение назначается за впервые совершенное административное правонарушение лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства.

Основными нарушениями рекламного законодательства остаются нарушения в сфере рекламы, направляемой по сетям электросвязи без согласия получателя, и рекламы финансовых услуг.

В рамках правового регулирования в сфере защиты и поддержки конкуренции и антимонопольного контроля ведомством осуществлен надзор за деятельностью финансовых организаций.

Понятие финансовой услуги приведено в пункте 2 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции». Согласно данной норме под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Реклама финансовой деятельности должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе, так и положениям статьи 28 ФЗ «О рекламе», устанавливающей специальные требования к рекламе финансовых услуг.

Общие требования ФЗ «О рекламе» говорят о том, что любая реклама, должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (статья 5 Закона).

Особенности распространения рекламы финансовых услуг определены в статье 28 ФЗ «О рекламе».

Правоприменительная практика управления, выраженная в цифрах, выглядит следующим образом:

В 2020 году Управлением рассмотрено 13 дел по фактам распространения рекламы финансовых услуг, их них:

- 6 дел возбуждено по информации, направленной в адрес Нижегородского УФАС России Волго-Вятским Главным управлением ГУ Банка России;

- 3 дела – по собственной инициативе антимонопольного органа;

- 2 дела – по информации прокуратуры;

- 2 дела - по обращениям потребителей рекламы.

По 11-ти делам из 13-ти Комиссией Нижегородского УФАС России вынесены решения о признании рекламы ненадлежащей.


 

За 10 месяцев 2021 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области возбуждено 17 дел по факту распространения рекламы финансовых услуг, содержащей признаки нарушения рекламного законодательства, из них:

- 6 дел по собственной инициативе антимонопольного органа;

- 4 дел по обращениям потребителей рекламы;

- 7 дела по материалам ВВГУ ЦБ РФ.

По итогам рассмотрения возбужденных дел Комиссией Нижегородского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения рекламного законодательства вынесено 13 Решений о признании рекламы ненадлежащей, противоречащей требованиям статьи 28 ФЗ «О рекламе» (4 дела находятся на рассмотрении).

Примером может служить следующее дело. Специалистами Нижегородского УФАС России выявлено транспортное средство, на заднем борту которого размещена реклама финансовых услуг, в которой отсутствовало наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению займов, а также в тексте рекламного сообщения содержалось утверждение о том, что Общество является «лучшей микрофинансовой организацией», что не сопровождалось данными, подтверждающими достоверность информации.

По мнению ответчика, нарушения рекламного законодательства со стороны Общества отсутствуют, поскольку в спорной рекламе имеется вся требуемая информация.

С таким доводом Комиссия Нижегородского УФАС России не согласилась, поскольку необходимая информация изображена так, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителями. Информация считается отсутствующей, а реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре.
При оценке рекламы Комиссия также учитывала способ размещения рекламного сообщения - бортовые поверхности транспортных средств, которые движутся по городу со скоростью 60 км/ч и делают кратковременные остановки.

В связи с тем, что необходимые сведения не были доведены до неопределенного круга лиц должным образом, Комиссия Нижегородского УФАС России признала рекламу ООО МКК «Ваш Инвестор» ненадлежащей, противоречащей требованиям пункта 1 части 3 статьи 5 и части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе». Обществу выданы предписания о прекращении нарушения рекламного законодательства.

Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с требованием признать решение и предписание незаконными.
Арбитражный суд Нижегородской области поддержал позицию антимонопольного органа и отказал Обществу в удовлетворении его требований об отмене решения Нижегородского УФАС России.

После чего Общество обратилось с заявлением об оспаривании Решения, вынесенного Арбитражным судом Нижегородской области.

Первый Арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения, а решение антимонопольного органа поддержал.

 

Количество дел по нарушению рекламного законодательства при рекламировании финансовых услуг не сокращается.

В связи с этим, контроль рекламы в сфере финансовых услуг остается одним из важных направлений антимонопольного органа, в виду того, что зачастую на финансовом рынке участвуют и нелегальные его участники.

Нелегальные участники рынка, как правило, пытаются заработать на социально незащищенных слоях населения, обладающих низкой финансовой грамотностью.

Деятельность нелегальных субъектов построена на обмане потребителей финансовых услуг, в том числе за счет рекламы.

В соответствии с требованиями ФЗ «О рекламе» реклама должна содержать наименование лица, оказывающего услуги (ч.1 статьи 28).

Реклама не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений) либо умалчивать об иных условиях, влияющих на сумму доходов/расходов (ч.2 статьи 28).

Если реклама кредита / займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа) (ч.3 статьи 28).

Реклама услуг по предоставлению потребительского кредита (займа) лицами, не имеющими лицензию Банка России (не включенными в государственный реестр), не допускается, (ч.13, статьи 28).

Не допускается реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг лицами, не имеющими лицензии / разрешения Банка России либо не включенными в государственный реестр (ч.14 статьи 28).

Основные направления, осуществляемые субъектами нелегальной финансовой деятельности:

  1. Выдача займов (кредитов) населению индивидуальными предпринимателями и организациями (микрофинансовыми организациями, микрокредитными компаниями, ломбардами), не включенными в реестр Банка России (с данным реестром можно ознакомиться на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации www.cbr.ru в разделе Информация по кредитным организациям → Справочник по кредитным организациям либо Информационно-аналитические материалы → Банковский сектор → Полный список кредитных организаций).
  2. Привлечение займов у населения. Например, потребительскими и кредитными потребительскими кооперативами, не включенными в реестр Банка России (с данным реестром можно ознакомиться на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации www.cbr.ru в разделе Финансовые рынки → Надзор за участниками → Микрофинансирование).
  3. Страхование. Например, если ОСАГО по тарифу ниже базового, то перед Вами страховая компания – мошенник. При приобретении у такой компании полиса ОСАГО и при наступлении страхового случая ДТП по Вашей вине, возмещение причиненных убытков будет осуществляться за Ваш счет. Чтобы не допустить подобных последствий, необходимо перед оформлением страховки проверить, имеет ли компания лицензию на ОСАГО. Сделать это можно на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации www.cbr.ru в разделе Финансовые рынки → Надзор за участниками → Субъекты страхового дела.
  4. Банковские услуги. Например, реклама, объявления, содержащие предложения о размещении вкладов, выпуске платежных карт, быстрой выдаче займов, кредитов населению.
  5. Финансовые пирамиды. Например, привлечение средств населения по сетевому принципу, не предполагающее поставку товара, а также обещанная доходность многократно превышающая рыночный уровень.

 

Реклама, распространяемая по сетям электросвязи без согласия абонентов, также является одной из наиболее частой причиной для возбуждения дел.

Так, за 10 месяцев 2021 года Управлением возбуждено 25 дел по признакам нарушения части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

Зачастую нарушения в этой сфере совершаются банками и операторами связи.

Например, в Нижегородское УФАС России поступило два обращения потребителя рекламы, по поводу рекламы распространяемой крупным оператором связи на телефонный номер и электронную почту заявителя, без его согласия

На электронную почту поступило сообщение рекламного характера с предложением принять участие в акциях партнеров оператора, а на телефонный номер заявителя дважды приходило смс- сообщение с предложением принять участие в акции.

В ходе рассмотрения дел общество сообщило, что согласие заявителя на получение рекламы, как на электронную почту, так и на смс- сообщения, отсутствует, объясняя, что рассылка была произведена ошибочно.

Комиссия Нижегородского УФАС России признала оператора связи нарушившим требования части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе», выразившиеся в рассылке рекламных сообщений в виде СМС – сообщений и на электронную почту абонента без его согласия.

Ответственность за данное нарушение установлена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Должностным лицом Нижегородского УФАС России вынесены 2 Постановления о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей за каждое административное правонарушение.

Кроме того, по информации заявителя, несмотря на выданное предписание, оператор связи - ПАО «ВымпелКом» не прекратил рассылку рекламы.

Неисполнение ПАО «ВымпелКом» предписания Нижегородского УФАС России образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ.

За допущенное нарушение должностное лицо Нижегородского УФАС России назначило ПАО «ВымпелКом» административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей.

 

 

 

 

Приложенные файлы
Доклад_ОКРиНК-1636549386.odt (27,7 КБ)
Наверх