Анализ требований действующего законодательства к предложениям об установлении единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами
30 августа 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад на тему:

«Анализ требований действующего законодательства к предложениям об установлении единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами»

 

Докладчик - начальник управления организационно-правовой работы и государственного контроля РСТ Нижегородской области Гришин Алексей Сергеевич

 

В текущем 2018 году завершается реформирование сферы государственного регулирования обращения с ТКО. Одним из этапов такого реформирования является определение региональных операторов по обращению с ТКО и установления единых тарифов на оказываемые ими услуги.

На сегодняшний день на территории Нижегородской области по результатам конкурсов определены 9 зон деятельности региональных операторов, статус региональных операторов присвоен 7 организациям:

 

ООО «Нижэкология-НН» (зона 1)

ЗАО «Управление отходами-НН» (зоны 2 и 4)

ООО «Сити-Люкс52» (зона 3)

ООО «Реал-Кстово» (зона 5)

ООО «ОРБ Нижний» (зона 6)

ООО «МСК-НТ» (зоны 7 и 8)

ООО «Эко-Стандарт» (зона 9)

 

В соответствии с ч. 4 статьи 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предложения об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора должны были быть представлены в орган регулирования не позднее 01.07.2018 года. В установленный законом срок предложения об установлении тарифов поступили в адрес РСТ Нижегородской области от всех региональных операторов.

Требования к заявкам установлены п.п. 7-8 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484.

Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов.

В заявлении об установлении тарифов указывается следующая информация:

а) сведения о регулируемой организации:

- наименование заявителя - ФИО индивидуального предпринимателя или наименование юридического лица, ФИО руководителя;

- ОГРН регулируемой организации, дата его присвоения и наименование органа, принявшего решение о регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя);

- почтовый адрес, адрес фактического местонахождения органов управления, контактные телефоны, а также (при наличии) официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и адрес электронной почты индивидуального предпринимателя или юридического лица;

- ИНН и код причины постановки на налоговый учет;

б) метод регулирования тарифов, который регулируемая организация считает необходимым применить при регулировании тарифов.

Согласно п. 11 Правил заявление подписывается руководителем или иным уполномоченным лицом регулируемой организации, скрепляется печатью регулируемой организации и содержит опись прилагаемых к нему обосновывающих материалов.

К заявлению об установлении тарифов прилагаются следующие обосновывающие материалы:

а) копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности;

б) копии документов об утверждении учетной политики с приложениями (включая утвержденный план счетов, содержащий перечень счетов и субсчетов синтетического и аналитического бухгалтерского учета);

в) копия документа о назначении (выборе) лица, имеющего право действовать от имени регулируемой организации без доверенности;

г) копии бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий период регулирования и на последнюю отчетную дату;

д) копия утвержденной в установленном порядке производственной программы либо проект производственной программы с содержащимся в нем расчетом финансовых потребностей на реализацию производственной программы с обоснованием этих потребностей и расшифровкой затрат, включенных в нее, по видам деятельности;

е) расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой;

ж) расчет размера тарифов;

з) расчет объема оказываемых услуг отдельно по регулируемым видам деятельности, предусмотренным Федеральным законом «Об отходах производства и потребления»;

и) копия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы либо проект инвестиционной программы с содержащимся в нем расчетом финансовых потребностей на реализацию инвестиционной программы с обоснованием этих потребностей и расшифровкой затрат, включенных в нее, по видам деятельности (при наличии);

к) расчет определяемых в соответствии с Основами ценообразования дополнительно полученных доходов, и (или) недополученных доходов, и (или) экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении тарифов для регулируемой организации в предыдущем периоде регулирования (при наличии);

л) копии документов, подтверждающих проведение заявителем закупки товаров (работ, услуг) в установленном законодательством Российской Федерации порядке (положение о закупках, извещение о проведении закупок, документация о закупке, протоколы проведения закупок, составляемые в ходе проведения закупок);

м) копии договоров о реализации товаров (работ, услуг), являющихся результатом осуществления регулируемой деятельности, или реестр таких договоров. В указанном реестре должны быть отражены сведения о лице, с которым заключен договор, предмете договора, дате заключения договора, сроке действия договора, об объеме товаров (работ, услуг), реализуемых по договору;

н) материалы, обосновывающие возникновение экономии средств, достигнутой регулируемой организацией в результате снижения расходов предыдущего долгосрочного периода регулирования, и подтверждающие исполнение обязательств, предусмотренных в инвестиционной и (или) производственной программах (при их наличии).

По инициативе регионального оператора помимо указанных обосновывающих материалов могут быть представлены иные документы и материалы, в том числе экспертное заключение независимых экспертов.

В соответствии с п. 12 Правил предложение об установлении тарифов представляется в орган регулирования лично руководителем регионального оператора или иным уполномоченным лицом, либо направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении, либо представляется в электронной форме.

Согласно п. 13 Правил в случае непредставления регулируемой организацией в полном объеме предусмотренных п. 8 Правил обосновывающих материалов орган регулирования в течение 10 рабочих дней со дня подачи регулируемой организацией заявления об установлении тарифов направляет уведомление о необходимости представления таких материалов в полном объеме. В случае непредставления регулируемой организацией обосновывающих материалов в течение 5 рабочих дней со дня получения такого уведомления орган регулирования без рассмотрения возвращает регулируемой организации материалы с указанием причин возврата. Возврат органом регулирования заявления об установлении тарифов и приложенных к нему материалов не является препятствием для повторного обращения с заявлением об установлении тарифов.

Максимальный срок рассмотрения органом регулирования заявления об установлении тарифов не может превышать 60 календарных дней со дня поступления в орган регулирования предложения об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов в полном объеме (п. 15 Правил). На сегодняшний день все представленные регулируемыми организациями предложения возвращены ввиду непредоставления ими в адрес РСТ Нижегородской области документов в полном объеме, предусмотренном п. 8 Правил.

В отношении двух зон деятельности региональными операторами не предоставлены документы, надлежащим образом подтверждающие право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения полигонами ТКО. В одном случае региональным оператором был предоставлен договор о намерениях заключенный с владельцем полигона ТКО, в другом случае – договор об инвестиционном товариществе, которым не предусмотрено наделения регионального оператора правами по использованию полигона ТКО.

В отношении четырех зон деятельности региональными операторами не предоставлены документы, подтверждающие проведение закупок товаров (работ, услуг) в установленном порядке.

В отношении семи зон деятельности региональными операторами не предоставлены заключенные договоры с потребителями, либо надлежащим образом оформленные реестры таких договоров с указанием контрагента, даты заключения и срока действия договора, а также объемов ТКО. В основном региональными операторами предоставлялись реестры потребителей, а не договоров.

В отношении семи зон деятельности региональными операторами не предоставлены заключенные договоры на транспортирование ТКО. В отдельных случаях итоги конкурсов по отбору мусоровывозящих компаний были аннулированы УФАС по Нижегородской области. В связи с наличием риска незавершения конкурсных процедур до конца 2018 года УФАС по Нижегородской области считает целесообразным использовать при расчете тарифов среднерыночные цены на транспортировку ТКО. Вместе с тем, в соответствии с п. 88 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16, расходы на сбор и ТКО формируются исходя из расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по сбору и транспортированию ТКО в соответствии с договорами, заключаемыми региональным оператором с операторами, осуществляющими сбор и транспортирование ТКО, и (или) собственных расходов регионального оператора на сбор и транспортирование ТКО. Кроме того, на сегодняшний день отсутствует достоверный источник информации о среднерыночных ценах на транспортировку ТКО.

П. 8 Правил не предусмотрена обязанность регулируемых организаций предоставлять копии лицензий на осуществление деятельности в сфере обращения с отходами I - IV классов опасности. Вместе с тем, обращаем внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельность в сфере обращения с отходами I - IV классов опасности является лицензируемой. Учитывая изложенное, отсутствие лицензии на осуществление деятельности в сфере обращения с отходами является основанием для отказа в установлении тарифов (письмо ФАС России от 19.09.2017 № ВК/64976/17).

Основные рекомендации по соблюдению региональными операторами требований нормативных актов с учетом правоприменительной практики РСТ Нижегородской области:

- Надлежащим образом оформлять права владения и пользования полигоном ТКО (право собственности, долгосрочная аренда, концессионное соглашение), либо заключать с владельцами полигонов ТКО договоры на прием отходов;

- Утверждать положения о проведении закупок, а также проводить в соответствии с ним закупочные процедуры, что будет служить надлежащим экономическим обоснованием затрат;

- Вести активную работу по заключению договоров с потребителями, в том числе учитывать возможность заключения договоров с отлагательным условием вступления в силу (с момента вступления в силу тарифов);

- Урегулировать отношения по сбору и транспортированию ТКО путем заключения договоров на конкурсной основе в установленном законом порядке, либо осуществлять данную деятельность своими силами.

 

 

 

Приложенные файлы
доклад_Гришин_ТКО-1535799251.docx (23,9 КБ)
Наверх