Нижегородское УФАС России
16 мая 2019 года
Общественные слушания практик применения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства о государственных закупках на территории региона
Доклад на тему:
Соблюдение требований Федерального закона о рекламе:
типичные нарушения, выявляемые Нижегородским УФАС России в отношении участников рынка финансовых услуг
Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы осуществляют в числе прочего контроль и надзор за соблюдением требований законодательства РФ о рекламе.
К полномочиям антимонопольного органа в данной сфере отнесены:
1) предупреждение, выявление и пресечение нарушений физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе;
2) возбуждение и рассмотрение дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с положениями Федерального закона «О рекламе» дело может быть возбуждено по собственной инициативе ведомства, а также по представлению прокурора, обращению органа государственной власти или органа местного самоуправления, заявлению физического или юридического лица.
В настоящее время Управлением подведены итоги работы за 2018 год.
В 2018 году поступило 264 обращения по фактам распространения рекламы. Это на 10% меньше числа заявлений, поступивших в прошлом году (в 2017 году рассмотрено 292 заявления), и на 6% ниже показателей 2016 года (в 2016 году поступило 281 жалоба).
Общие данные о результатах рассмотрения дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе представлены в Таблице:
Период |
Всего дел |
Прекращено |
Вынесено решений |
Выдано предписаний |
2016 год |
145 |
29 |
116 |
93 |
2017 год |
103 |
29 |
74 |
58 |
2018 год |
95 |
22 |
73 |
26 |
Одной из тенденций 2018 года стало существенное сокращение числа выдаваемых предписаний. В настоящее время рекламодатели и рекламорапространители, получая Определение о возбуждении дела, или в ходе его рассмотрения уже устраняют допущенное нарушение. В связи с чем выдавать предписание становится нецелесообразным.
Основная доля рассмотренных дел и выявленных нарушений связана размещением рекламы финансовых услуг - 29%, а также с навязчивым распространением рекламы по сетям электросвязи (смс-реклама, телефонные звонки, рекламные рассылки по электронной почте, включение рекламы в push-сообщения о пополнении баланса и т.д.) – 19%.
Выявленные нарушения законодательства РФ о рекламе |
|
|
ст.5 - ч.3 недостоверная реклама |
13 |
|
ст.5 - ч.4 агрессивная реклама |
1 |
|
ст.5 - ч.5 в рекламе не допускается |
1 |
|
ст.5 - ч.7 отсутствие сущ. инф. в рекламе |
9 |
|
ст.7 запрещенные к рекламе товары |
3 |
|
ст.9 реклама о стимулирующем мероприятии |
2 |
|
ст.14 - ч.1 сообщ. о трансляции рекламы в телепрограммах |
1 |
|
ст.14 - ч.2 бегущ. строка в телепрограммах |
1 |
|
ст.16 реклама в периодич. печатных изданиях |
|
|
ст.18 - реклама по сетям электросвязи |
14 |
|
ст.21 - ч.2 размещение рекламы алк. продукции |
|
|
ст.28 – реклама финансовых услуг |
21 |
|
Всего |
73 |
Нарушение общих требований к рекламе, говорящих о том, что реклама должна быть достоверной (статьи 5 Закона) также является одним из часто встречающихся (18%) (в 2017 году доля таких дел составляла 16,5%).
Итоги работы Нижегородского УФАС России в сфере применения КоАП РФ.
Возбуждение дел по фактам нарушения рекламного законодательства осуществляется по статье 14.3 Кодекса. Составление протоколов и рассмотрение таких дел отнесено к полномочиям антимонопольного органа.
|
Количество рассмотренных дел |
Прекращено |
Выдано предупреждений |
Выдано постановлений о наложении штрафа |
Общая сумма наложенный штрафов, руб. |
2016 год |
101 |
11 |
26 |
64 |
4802000 |
2017 года |
94 |
5 |
38 |
38 |
2848000 |
2018 год |
82 |
6 |
45 |
31 |
3564000 |
Так, в 2018 году Управлением рассмотрено 82 дела об административных правонарушениях, из них: 6 дел прекращено, вынесено 76 постановлений о признании факта правонарушения.
Из указанных 76 административных дел по 45 делам вынесены постановления о назначении наказания в виде предупреждения, по 31 делу назначены штрафы на общую сумму 3 564 000 рублей.
Размер наложенных штрафов в 2018 году на четверть превысил показатели 2017 года, связано это в том числе с увеличением числа дел, возбуждаемых по части 6 статьи 14.3 Кодекса, санкцией которого минимальный размер штрафа установлен на уровне 300 000 рублей.
За анализируемый период в бюджет взыскано 4 974 000 рублей, что на 1 410 000 рублей превысило сумму наложенных штрафов.