Проблемные зоны в сфере контроля деятельности естественных монополий
23 апреля 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад

на публичные обсуждения

 

Проблемные зоны в сфере контроля деятельности естественных монополий

 

Одной из проблемных зон в сфере контроля деятельности естественных монополий является нарушение требований к технологическому присоединению к сетям.

Так, например, сетевыми организациями зачастую существенно нарушаются сроки технологического присоединения заявителей, при этом со стороны заявителей требования, выданные в рамках заключенных договоров на технологическое присоединение, исполнены в полном объеме и в срок.

За 2018год и истекший период 2019 в Управление поступило порядка 300 обращений граждан и хозяйствующих субъектов, по результатам рассмотрения которых возбуждено порядка 180 административных дел, в том числе по фактам нарушения сроков технологического присоединения, отказе в заключении договоров и выдаче технических условий.

Законодательно установлено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Указанной статьей Федерального закона установлено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Такой договор является публичным.

Между тем технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им исполнительным органом власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Согласно пункту 90 Правил срок проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с учетом направления заявителю подписанного сетевой организацией акта о выполнении технических условий) не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией уведомления от заявителя о выполнении им технических условий либо уведомления об устранении замечаний.

Согласно пункту 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 4 месяцев для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно, в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

Анализируя представленные в ходе рассмотрения обращений материалы, должностное лицо, рассматривающее дело, изучает, в том числе, вопрос о возможности соблюдения требований действующего законодательства и недопущении нарушения порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, установленного Правилами, а также были ли приняты все зависящие от лица, в отношении которого направлено обращение, меры по их соблюдению.

Несколько иные требования (в том числе по срокам) и порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства определен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 №1314 (далее - Правила).

Подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении (пункт 59 Правил).

Согласно подпункту «а» пункта 85 Правил срок осуществления мероприятий по подключению не может превышать 1 год для заявителей, в случае подключения к сетям газораспределения газоиспользующего оборудования с максимальным часовым расходом газа не более 15 куб. метров (с учетом расхода газа газоиспользующего оборудования заявителя, ранее подключенного в точке подключения), в случаях, когда расстояние от точки подключения до сети газораспределения с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 40 метров и мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения (если имеется), кроме случая, когда плата за технологическое присоединение устанавливается по индивидуальному проекту, если иные сроки (но не более 2 лет) не предусмотрены инвестиционной программой или соглашением сторон.

Вместе с тем, при анализе материалов, поступивших от заявителей, лиц, в отношении которых направлены обращения заявителей, рассматривается вопрос о возможности соблюдения требований законодательства и недопущению нарушения порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям, установленного Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 №1314.

Необходимо также учесть, что подобного рода нарушения распространены не только на территории Нижегородской области, но и в других регионах Российской Федерации.

Вместе с тем на сегодняшний день выявлена тенденция к снижению обращений заявителей по фактам нарушения требований законодательства по подключению (технологическому присоединению) объектов.

Все также остро стоит тема безучетного потребления электрической энергии, которая особенно актуальна была на протяжении 2018 года и в начале 2019 года.

Основными нарушениями сетевых организаций при инициировании безучетного потребления являются:

Не извещение лица о планируемой проверки расчетного прибора учета электрической энергии;

Проведение проверки, в частности осмотр электроприбора, в присутствии лица, который надлежащим образом не уполномочен представлять интересы потребителя, другими словами некомпетентное лицо;

Определение неверного объема безучетного потребления электрической энергии;

Выявление факта безучетного потребления лишь на основании «срабатывание» антимагнитных наклеек, установленных сетевой организацией на приборы учёта.

 

Однако исходя из поступающих обращений, количество которых в феврале-апреле 2019 значительно снизилось по сравнению с 2018 – началом 2019 года, вопросы по фактам выявления «срабатывания» антимагнитных наклеек уходит на второй план и основной проблемой по мнению заявителей является нарушение установленной законодательством процедуры проверок приборов учета сетевыми организациями.

Согласно пункту 173 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утв. постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012г. №442, проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке. Основанием для проведения внеплановой проверки приборов учета является: полученное от потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)) которого непосредственно или опосредованно присоединены к сетевой организации, заявление о необходимости проведения внеплановой проверки в отношении его точек поставки.

Результаты проверки приборов учета сетевая организация оформляет актом проверки расчетных приборов учета, который подписывается сетевой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, принимавших участие в проверке, по одному для каждого участника. При отказе лица, принимавшего участие в проверке, от подписания акта, в нем указывается причина такого отказа.

Результатом проверки является заключение о:

- пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную (произведенную) на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии;

- соответствии (несоответствии) расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета;

- наличии (отсутствии) безучетного потребления или о признании расчетного прибора учета утраченным.

Пунктом 192 Основных положений установлено, что по факту выявленного безучетного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии.

Согласно пункту 193 Основных положений в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные:

- о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии;

- о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии;

- о приборах учета на момент составления акта;

- о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления;

- объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта;

- замечания к составленному акту (при их наличии).

При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация).

Отказ лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составленном в присутствии 2 незаинтересованных лиц.

Акт о неучтенном потреблении электрической энергии может быть составлен в отсутствие лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, или обслуживающего его гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации).

При этом составляющее акт лицо прикладывает к акту доказательства надлежащего уведомления потребителя о дате и времени составления акта. В этом случае акт составляется в присутствии 2 незаинтересованных лиц или с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи, при этом материалы фотосъемки, видеозаписи подлежат хранению и передаются вместе с актом о неучтенном потреблении.

Составленный акт о неучтенном потреблении электрической энергии не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес:

- гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление;

- лица, осуществившего бездоговорное потребление.

Установление сетевой организацией факта безучетного потребления электрической энергии в силу пункта 195 Основных положений является основанием для определения объема потребления электрической энергии расчетным способом, предусмотренным приложением №3.

Объем безучетного потребления электрической энергии (мощности) определяется с даты предыдущей контрольной проверки прибора учета (в случае если такая проверка не была проведена в запланированные сроки, то определяется с даты, не позднее которой она должна была быть проведена в соответствии с настоящим документом) до даты выявления факта безучетного потребления электрической энергии (мощности) и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.

 

Нарушая процедуру проведения проверки приборов учета и последующее составление актов проверок безучетного потребления электроэнергии, как итог, приводит к незаконному выставлению счетов потребителям электрической энергии, не соответствующих фактически объемам электроэнергии. 

Наверх