Итоги антимонопольного контроля в сфере государственных закупок. Статистика 1 полугодия. Тенденции. Кейсы.
28 мая 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад

на публичные обсуждения:

Итоги антимонопольного контроля в сфере государственных закупок. Статистика 1 полугодия. Тенденции. Кейсы.

 

                                                                                                                                                         

статистика

2020 (по состоянию на 16.06.2020)

2019

Количество жалоб

454

420

Количество не обоснованных

241

179

Обосновано/ Частично обосновано

88

130

Количество РНП

150

143

Включили

83

17

 

 

За истекший период (по состоянию на 16.06.2020) в Управление поступило 454 жалобы на действия заказчиков о нарушении требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупочных процедур, из них рассмотрены 359 жалоб, 88 из которых признаны обоснованными, в том числе частично обоснованными, что составляет около 20%.

При этом за первое полугодие 2019 года в антимонопольный орган поступило 420 жалоб, из которых рассмотрено 309 жалоб и обоснованными (в том числе в части) признаны 130 жалоб, что составляет примерно 31%.

Таким образом, количество поступивших жалоб в Нижегородское УФАС России по сравнению с 2019 годом увеличилось примерно на 8%, в то время как количество рассмотренных жалоб увеличилось почти на 16 %, при условии, что показатели для сравнения за 2020 год получены не за полный квартал.

Вышеуказанное увеличение количества непринятых к рассмотрению жалоб связано, прежде всего, с несоответствием поданных жалоб требованиям ст.105 Закона о контрактной системе, а также многочисленным дублированием жалоб от одного заявителя посредством различных способов направления в антимонопольный орган, например, одновременно в форме электронного документа и на бумажном носителе.

 

Основное количество жалоб приходится на капитальный ремонт и строительство объектов социального назначения – детские сады, школы, дороги, газо- и водопроводы.

Необходимо также отметить большое количество жалоб, поступающих от организаций, которые не только не являются участниками торгов, но и зачастую даже не соответствуют требованиям заказчиков – так называемых «профессиональных жалобщиков». Так, например, 38% от общего количества поступивших в Управление жалоб приходится на жалобы указанных выше лиц. При этом следует учесть, что доводы указанных жалоб зачастую идентичны, отсылают на устаревшее законодательство, а также не имеют достаточного обоснования доводов и доказательной базы – в нарушение требований статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Особое внимание в настоящее время уделяется закупкам, проводимым в рамках национальных и региональных проектов.

Так например, в Управление поступило несколько жалоб на действия заказчика и уполномоченного органа в рамках национального проекта «Здравоохранение».

По мнению заявителя, положения документации электронного аукциона не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

По результатам рассмотрения жалобы установлено, что заказчиком был установлен показатель товара, не соответствующий требованиям Б ГОСТ Р 56327-2014 «Изделия медицинские электрические. Ультразвуковые аппараты экспертного класса. Технические требования для государственных закупок». Так, в соответствии с требованиями указанного ГОСТа – для ультразвуковых датчиков установлен следующий параметр - Конвексный, диапазон частот 2 — 5 МГц, радиус кривизны 60 мм, 256 элементов – наличие, тогда как Заказчиком установлен радиус кривизны, град – 50 - в нарушение требования части 1 статьи 33 и части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. По результатам рассмотрения жалобы заказчику выдано предписание – исполнено.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба на действия заказчика и уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку спортивного оборудования, для организации обучения по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам на вновь созданных местах дополнительного образования детей, в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование».

По мнению заявителя, аукционная комиссия неправомерно отказала заявителю в допуске к участию в электронном аукционе, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

Участнику закупки отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, а именно: «Несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе, а именно: указаны несоответствующие требованиям параметры для позиций 1. Комплект для игры в гандбол; 2. Комплект для игры в регби. То есть совокупность технических характеристик, предлагаемых участником, не соответствует требованию к функциональному назначению комплекта, установленному в аукционной документации.

В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг. Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 названной статьи. В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нём в случае непредоставления или несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона; несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

В пункте 15 раздела 1 документации об электронном аукционе установлены требования к составу первой части заявки, в том числе: - конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в пункте 2.1 раздела II документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

В соответствии с инструкцией по заполнению заявки (пункт 18 раздела I аукционной документации) установлено, что в случае установления требования о предоставлении в составе первой части заявки конкретных показателей, соответствующих значениям, установленным в документации об аукционе в электронной форме, при заполнении первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме, участник закупки должен указать в ней «конкретные показатели», то есть показатели, не допускающие двусмысленного толкования их значений и однозначно дающие возможность определить, какими конкретными характеристиками будет обладать товар. Представленные участником закупки значения конкретных показателей товара не должны содержать недостоверную информацию. Если совокупность характеристик в отношении предлагаемого материала, указанная участником закупки, не соответствует требованиям, установленным ГОСТ, в этом случае признается, что участник представил недостоверные сведения в отношении данного материала.

Как пояснили на заседании комиссии представители заказчика, участником закупки представлены недостоверные технические параметры товара, которые не предоставляют возможность их прямого использования по назначению (в комплекте «игра в гандбол» габаритные размеры ворот и сетки должны быть совместимы; в комплекте «игра в регби» габаритные размеры стаканов и ворот должны быть совместимы). Совокупность технических характеристик, предлагаемых участником, не соответствует требованию к функциональному назначению комплектов, установленных в аукционной документации. На основании изложенного, установлено, что положения заявки заявителя не соответствуют требованиям Инструкции. Вместе с тем в составе жалобы не представлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность вышеуказанных доводов, в связи с чем, доводы заявителя не нашли своего подтверждения. следовательно, отказав заявителю в допуске к участию в электронном аукционе, аукционная комиссия положений Закона о контрактной системе не нарушила.

Необходимо также учесть и увеличение поступивший в Управление сведений о включении поставщиков/исполнителей в реестр недобросовестных поставщиков.

При этом сообщений по факту уклонения поставщиков от подписания контракта поступило 90, а по факту расторжения 60. При этом основная доля обращений по факту уклонения участника от подписания контракта пришлось на период введения режима самоизоляции не только в Нижегородской области, но и в других регионах РФ.

Так, например, заказчик направил сведения о включении участника в РНП по причине уклонения последнего от заключения контракта. В ходе рассмотрения материалов обращения установлено, что обществом приостановлена работа до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки, в связи с чем ответственный за подписание контракта сотрудник не имел возможности подписания контракта, однако у Общество нацелено на подписание и исполнение контракта. Рассмотрев представленные материалы дела по существу, Комиссией Нижегородского УФАС в сфере закупок принято решение о не включении Общества в РНП.

Хотелось бы также отметить, что увеличилось и количество заключенных контрактов с единственным поставщиком на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в сфере закупок. Так, заказчиками закупались индивидуальные средства защиты, санитайзеры, санитарная обработка помещений. Уведомления о заключении контрактов и гражданско-правовых договоров направлены в Управление с соблюдением требований статьи 93 Закона о контрактной системе. По результатам анализа представленной информации уведомления приняты к сведению.

Следует учесть, что в связи с неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановкой жалобы и сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков рассматриваются исключительно посредством видеоконференц связи.

 

Наверх