Доклад «Руководство по соблюдению обязательных требований в сфере регулируемого тарифообразования»
01 марта 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад на тему:

«Руководство по соблюдению обязательных требований в сфере регулируемого тарифообразования»

 

Докладчик - начальник управления организационно-правовой работы и государственного контроля РСТ Нижегородской области Гришин Алексей Сергеевич

 

1.      Основные нормативные акты в сфере тарифообразования

Одними из основных функций РСТ Нижегородской области является осуществление государственного регулирования и контроля в сферах электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, обращения с ТКО. Основные обязательные требования к осуществлению указанных сфер деятельности сосредоточены в следующих нормативных актах:

- Федеральных законах от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";

- постановлениях Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации", от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами";

- постановлениях Правительства РФ от 21.01.2004 N 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии», от 05.07.2013 N 570 «О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования», от 17.01.2013 N 6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения», от 28.09.2010 N 764 «Об утверждении Правил осуществления контроля за соблюдением субъектами естественных монополий стандартов раскрытия информации», от 21.06.2016 N 564 «Об утверждении стандартов раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами».

Также РСТ Нижегородской области реализует полномочия по государственному регулированию цен (тарифов) в иных сферах. В частности, такие полномочия закреплены в Указе Президента РФ от 28.02.1995 N 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и постановлении Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Круг полномочий РСТ Нижегородской области в сфере контрольно-надзорной деятельности, а также порядок их осуществления определен следующими нормативными актами:

- Кодекс РФ об административных правонарушениях;

- Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

- Постановление Правительства РФ от 27.06.2013 N 543 «О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменения и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;

- Постановление Правительства Нижегородской области от 25.09.2013 N 680 «Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов) на территории Нижегородской области»;

- Постановление Правительства Нижегородской области от 15.05.2006 N 171 «Об утверждении положения о региональной службе по тарифам Нижегородской области».

Порядок осуществления государственного контроля в отдельных сферах государственного регулирования определен постановлениями Правительства РФ от 06.05.2015 N 434 «О региональном государственном контроле за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» и от 10.12.2008 N 950 «Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий».

 

  1. Разъяснение неоднозначных или неясных для подконтрольных лиц обязательных требований
    1. В адрес РСТ Нижегородской области поступает большое количество запросов от организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование, относительно расчетов с потребителями коммунальных ресурсов, осуществляемых до момента установления тарифов.

Указанные вопросы связаны с определенным противоречием между законодательством о торфообразовании и административным законодательством. С одной стороны, деятельность по снабжению коммунальными ресурсами является регулируемой и осуществление ее в отсутствие утвержденных тарифов образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 статьи 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (нарушение порядка ценообразования). Вместе с тем, в качестве обосновывающих документов для установления тарифов требуются документы, подтверждающие законные основания владения имуществом, используемым для осуществления регулируемой деятельности, а также договоры с потребителями. Это приводит к тому, что большинство новых организаций обращаются с заявлением об установлении тарифов уже после фактического начала регулируемой деятельности, а получают тарифы в лучшем случае в течение 1-2 месяцев с момента обращения. При этом решения об установлении тарифов не имеют обратной силы.

Отсутствие тарифа у организации не освобождает потребителей от обязанности оплаты фактически оказанных услуг. В указанном случае фактическая стоимость таких услуг определяется по соглашению сторон, а при отсутствии такого соглашения – в судебном порядке.

    1. Требование о необходимости раскрытия информации о своей деятельности распространяется не только на теплосетевые организации, но и на теплоснабжающие организации, осуществляющие деятельность с использованием тепловых сетей. Указанные организации также относятся к числу субъектов естественных монополий, что подтверждается сложившейся судебной практикой.
    2. В соответствии с разъяснениями Минстроя РФ и сложившейся судебной практикой в случаях, когда организация впервые обращается за тарифом на транспортировку заключенный договор не требуется. Вместе с тем, организация предоставляет документы необходимые для определения планируемого объема оказываемых услуг.
    3. При решении вопроса о применении при расчетах с физическими лицами регулируемых тарифов на электрическую энергию или нерегулируемых цен решающую роль играет назначение использования электрической энергии. В случае, если электрическая энергия используется для удовлетворения коммунально-бытовых нужд граждан, а не для ведения предпринимательской деятельности, подлежат применению тарифы для населения.
    4. Взимание платы за потребленную электрическую энергию с членов СНТ должно осуществляться по регулируемым тарифам. Применение тарифов, утвержденных решением правления или общего собрания СНТ не допускается. Вместе с тем, расходы СНТ на содержание трансформаторных подстанций, линий электропередач, а также на компенсацию потерь в электрических сетях компенсируются членами СНТ в составе членских или иных целевых взносов.
    5. В соответствии с требованиями налогового законодательства (ст. 168 НК РФ) ресурсоснабжающие организации, применяющие общую систему налогообложения, при начислении платы потребителям (за исключением населения) увеличивают утвержденный тариф на сумму НДС. Тарифы для населения утверждаются РСТ Нижегородской области с учетом НДС и дополнительному увеличению не подлежат.
    6. В ряде случаев возникает необходимость разграничения регулируемой услуги (водоотведение) и нерегулируемой услуги (вывоз ЖБО). Исходя из сложившейся практики можно сделать вывод, что определяющим является принадлежность объектов системы водоотведения. В случае, если канализационные сети и септики, из которых производится откачка сточных вод, являются общедомовым имуществом, оказываемая потребителям услуга квалифицируется как вывоз ЖБО и не подлежит государственному регулированию. В том случае, когда канализационные сети и / или септики находятся во владении и пользовании ресурсоснабжающей организации, имеет место оказание потребителям услуги водоотведения, которая нуждается в государственном регулировании.
    7. В случаях привлечения юридических лиц к административной ответственности за нарушение порядка ценообразования их законные представители зачастую указывают на неумышленный характер совершенного правонарушение, а также отсутствие причиненного физическим или юридическим лицам ущерба, либо его незначительный характер. Однако действующий Кодекс РФ об административных правонарушениях не предполагает установления вины в форме умысла или неосторожности в действиях юридического лица. В отношении юридического лица органом регулирования устанавливается возможность или невозможность соблюдения таким лицом требований законодательства. Состав административного правонарушением, предусмотренного статьей 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является формальным, таким образом основанием для привлечения к ответственности является нарушение установленного государством порядка ценообразования вне зависимости от наличия или отсутствия наступивших неблагоприятных последствий (в т.ч. в виде причинения ущерба юридическим или физическим лицам).

3. Обзор новых требований нормативных актов

3.1. С 1 января 2018 г. вступили в силу положения Федерального закона «О теплоснабжении», позволяющие переходить на договорные цены в теплоснабжении при соблюдении определенных условий:

По соглашению сторон определяются следующие виды цен на товары в сфере теплоснабжения:

а) цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара;

б) цены на теплоноситель в виде пара;

в) цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником непосредственно или через тепловую сеть, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.

Указанные цены не подлежат государственному регулированию за исключением случаев, когда установленная мощность источника тепловой энергии составляет менее 10 Гкал/ч, и (или) осуществляется поставка теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее 50000 Гкал за 2017 год. Указанное исключение действует до 1 января 2019 г.

Следует обратить внимание, что реализация по договорным ценам тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей не допускается.

Разъяснения относительно применения договорных цен в теплоснабжении даны письмом ФАС России от 9 января 2018 г. № ИА/209/18.

3.2. Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 451-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об электроэнергетике». Указанным документом предусмотрено, что энергосбытовая деятельность может осуществляться только на основании лицензии. Лицензионные требования к осуществлению энергосбытовой деятельности, а также правила предоставления, переоформления и прекращения действия лицензии будут определены Положением о лицензировании, которое будет утверждено Правительством РФ. Лицензия должна быть получена энергосбытовой организацией не позднее 365 дней со дня вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2017 г. № 451-ФЗ (т.е. до 30 декабря 2018 г.).

3.3. 30 декабря 2017 г. вступил в силу указ Президента РФ от 21.12.2017 № 618 об утверждении Национального плана развития конкуренции в РФ на 2018-2020 годы.

Указанным документом Правительству РФ поручено обеспечить в срок до 1 января 2019 г. внесение в Государственную Думу проекта федерального закона, предусматривающего ограничения на создание унитарных предприятий на конкурентных рынках. Также предусмотрено сокращение доли полезного отпуска ресурсов (в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения), реализуемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями, от общего объема полезного отпуска соответствующего ресурса до 20 % (в 2019 году) и 10 % (в 2020 году) соответственно.

В перспективе до 1 января 2022 г. планируется ликвидация 100 % унитарных предприятий в сфере ЖКХ.

3.4. 31 декабря 2017 г. утратил силу Федеральный закон «Об организациях коммунального комплекса». В текущий период осуществляется переход услуги «обращение с ТКО» из числа жилищных в число коммунальных услуг. На территории Нижегородской области данный переход будет завершен после определения региональных операторов и установления им соответствующих тарифов.

Перечень регулируемых тарифов в сфере обращения с ТКО определен постановлением Правительства РФ от 30 мая 2016 г. N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами"

Разъяснения относительно изменения законодательства в сфере обращения с ТКО даны письмом ФАС России от 19 сентября 2017 г. № ВК/64976/17.

3.5. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2015 г. № 184 одним из критериев отнесения организаций к числу территориальных сетевых организаций является наличие права владения и пользования воздушными или кабельными линиями электропередач не менее 2 номинальных классов напряжения, используемых при осуществлении регулируемой деятельности, сумма протяженности которых составляет не менее 15 километров. При этом в письме ФАС России от 12 мая 2017 г. № СП/31808/17 даны разъяснения, что протяженность линий в данном случае определяется по трассе.

3.6. В 2017-2018 гг. в правила регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения внесены новые основания установления тарифов на срок менее года, а именно:

- приобретение (реализация) в течение текущего периода регулирования объектов теплоснабжения (в т.ч. на основании концессионного соглашения, договора аренды);

- изменение в течение периода регулирования системы налогообложения регулируемой организации;

- переход в течении периода регулирования с договорных цен в сфере теплоснабжения на регулируемые цены.

4. Основные рекомендации по соблюдению требований нормативных актов с учетом правоприменительной практики РСТ Нижегородской области.

С учетом результатов контрольно-надзорной деятельности РСТ Нижегородской области в 2017 году представляется необходимым рекомендовать подконтрольным субъектам следующее:

- своевременно и в полном объеме осуществлять раскрытие информации о своей деятельности и направлять соответствующие уведомления адрес РСТ Нижегородской области;

- обращаться в адрес РСТ Нижегородской области с заявлением об установлении тарифов в кратчайший срок с момента начала осуществления регулируемого вида деятельности;

- обращаться в адрес РСТ Нижегородской области с заявлением об установлении тарифов в кратчайший срок с момента изменения системы налогообложения, реорганизации юридического лица, изменения имущественного комплекса, используемого для осуществления регулируемой деятельности;

- соблюдать установленные законодательством сроки обращения с заявлением об установлении тарифов на очередной период регулирования;

- соблюдать установленные законодательством запреты взимания денежных средств за транспортировку электрической и тепловой энергии, воды и сточных вод до момента установления соответствующих тарифов;

- применять при расчетах с потребителями тарифы, соответствующие утвержденным РСТ Нижегородской области;

- не допускать фактов применения при расчете с населением нерегулируемых цен на электрическую энергию, а также цен для потребителей, приравненных к населению;

- не допускать фактов предоставления в адрес РСТ Нижегородской области заведомо недостоверных документов и информации;

- при наличии соответствующих оснований применять при расчетах с населением тарифы на электрическую энергию в пределах социальной нормы;

- не допускать фактов осуществления регулируемой деятельности без тарифа (в т.ч использования тарифов иных организаций, взимания оплаты с населения в отсутствие соответствующих тарифов, заключения договоров на долевое содержание объектов сетевого хозяйства, на компенсацию расходов на содержание имущества и потерь в сетях и др.);

- в рамках производства по делу об административном правонарушении при заявлении ходатайств о назначении административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждать документально доводы о наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением лица.

Наверх