Правовое регулирование в сфере газоснабжения на территории Российской Федерации.
09 сентября 2021, 00:00
Тип документа:
Доклады

Федеральный закон от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации и направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов.

Согласно статьи 27 Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организации — собственники систем газоснабжения обязаны обеспечить, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, недискриминационный доступ любым организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, к свободным мощностям принадлежащих им газотранспортных и газораспределительных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Предназначенный для транспортировки указанными организациями газ должен соответствовать требованиям, утвержденным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать транспортировке и подаче газа по указанным сетям и их объектам потребителям, а также технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей.

В целях создания технической возможности технологического присоединения к газораспределительной сети объектов капитального строительства, в отношении которых лицом, обратившимся в газораспределительную организацию с заявкой о таком технологическом присоединении, получен отказ в выдаче технических условий на технологическое присоединение объектов капитального строительства к газораспределительной сети по причине отсутствия пропускной способности объектов газотранспортных систем, принадлежащих организациям - собственникам систем газоснабжения, такие организации обязаны проводить мероприятия, направленные на увеличение пропускной способности объектов принадлежащих им газотранспортных систем в объеме, превышающем объем неудовлетворенных заявок, в соответствии с критериями и в порядке, определяемыми Правительством Российской Федерации.

Антимонопольное регулирование газоснабжения основывается на контроле за соблюдением следующих требований:

  • Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные Постановление Правительства РФ от 13.09.2021 №1547;

  • Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства от 30.12.2013 №1314 (в настоящее время утратили силу в связи с Постановлением №1547);

  • Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные Постановление Правительства РФ от 13.09.2021 №1547;

  • Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 №1370.

Недискриминационный доступ предусматривает обеспечение равных условий предоставления соответствующих услуг их потребителям независимо от их организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.

Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение правил недискриминационного доступа и правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения. В соответствии со статьей 9.21 КоАП РФ административным правонарушением в числе прочего является нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям.

 

  1. Правила №1547 определяют порядок подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования, проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, в том числе сети газораспределения к другим сетям газораспределения.

Подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке:

а) направление заявителем на имя единого оператора газификации или регионального оператора газификации заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения по типовой форме согласно приложению №1 (далее - заявка о подключении);

б) заключение договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения по типовой форме согласно приложению №2 (далее - договор о подключении) с приложением технических условий, являющихся неотъемлемой частью договора о подключении;

в) выполнение заявителем и исполнителем условий договора о подключении;

г) составление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме согласно приложению №3 (далее - акт о готовности);

д) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении), содержащего информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по типовой форме согласно приложению №4 (далее - акт о подключении).

При представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 11 и 16 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 3 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение на адрес электронной почты заявителя (при наличии), личный кабинет заявителя).

Основанием для отказа от заключения договора о подключении является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя (далее - мотивированный отказ от заключения договора о подключении). В случае наличия технической возможности подключения отказ исполнителя от заключения договора о подключении не допускается. При необоснованном отказе или уклонении исполнителя от заключения договора о подключении заявитель вправе обратиться в суд или антимонопольный орган.

  1. Правила №1314 с 13.09.2021 утратили силу, между тем в соответствии с имеющейся практикой существует ряд проблемных вопросов по контролю за соблюдением Правил технологического присоединения к сетям газораспределения.

В соответствии с пунктом 104 Правил №1314 запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены настоящими Правилами.

Однако, исходя из обращений, рассмотренных Управлением, газораспределительная организация навязывает заявителям невыгодные условия договора, а именно, предоставляет проект договора, где стоимость подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения составляет миллионы рублей.

Согласно пункту 96 Правил №1314 подключения размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, ответ определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 22(26) Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 №1021, плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 15 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), или 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для прочих заявителей), устанавливается в размере не менее 20 тыс. рублей и не более 50 тыс. рублей (с налогом на добавленную стоимость, если заявителем выступает физическое лицо, а в иных случаях без налога на добавленную стоимость) при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов (без необходимости выполнения мероприятий по прокладке газопроводов бестраншейным способом и устройства пункта редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке региональной (межрегиональной) программой газификации жилищнокоммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, в том числе схемой расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.

Выдавая технические условия, газораспределительная организация определяет показатели по проектному рабочему давлению, максимальному расходу газа, расстоянию от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения, которые подпадают под установление платы по «льготной ставке» (до 50 тыс. руб).

Однако, при рассмотрении дел выясняются обстоятельства, что сеть газораспределения, к которой может быть выполнено подключение объекта капитального строительства при условии строительства только газопровода-ввода, отсутствует и необходимо строительство газораспределительных газопроводов с присоединением к существующей сети газораспределения. При таких обстоятельствах применение «льготной ставки» уже не имеется и плата за подключение определяется по стандартизированным ставкам, со значительными суммами в договорах о подключении, что приводит к прекращению дел об административных правонарушениях в связи с отсутствие события административного правонарушения.

Также на практике при рассмотрении такой категории дел возникают вопросы по определению технической возможности подключения объекта капитального строительства к газораспределительной сети.

Так, в соответствии с пунктом 25 Правил подключения №1314 техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства существует, если при подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства заявителя сохранятся условия газоснабжения для потребителей газа, объекты капитального строительства которых на момент подачи запроса о предоставлении технических условий подключены к сети газораспределения исполнителя, а также для заявителей, которым ранее были выданы и на указанный момент не утратили силу технические условия на подключение (технологическое присоединение) к сети газораспределения исполнителя и которые на момент рассмотрения запроса о предоставлении технических условий не завершили подключение (технологическое присоединение).

Согласно требованиям Национального стандарта ГОСТ Р 54983-2012 «Системы газораспределительные. Сети газораспределения природного газа» контроль за давлением газа в газопроводах производится путем его измерения в период наибольшего расходы (в зимний период) и в часы максимального потребления газа.

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 установлено, что давление газа в сети должно составлять от 0,0012 МПа до 0,003 МПа (oт 120 мм.вод.ст до 300 мм.вод.ст). Отклонение давления газа более чем на 0,0005 МПа не допускается. Падение давления газа в газораспределительной сети расценивается законодательством как предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества.

В связи с приведенными выше нормами от газораспределительной организации запрашиваются журналы замеров газа, схемы замеров давления газа в газопроводах, гидравлические расчеты до подключения объекта и после подключения, другие документы, позволяющие определить имеется или техническая возможность подключения.

Если выясняется, что давление газа в газопроводе падает ниже минимального допустимого значения (ниже 0,0012 Мпа или120 мм.вод.ст.) и при таком давлении существующая схема газораспределения не обеспечит нормальное и бесперебойное газоснабжение потребителей подключенных ранее, то техническая возможность подключения отсутствует и дело прекращается в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Вместе с тем абзац 2 пункта 74(1)Правил подключения №1314 предусматривает, что исполнитель определяет техническую возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства на основании данных о загрузке сетей газораспределения, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности газотранспортной системы, опубликованных в соответствии со стандартами раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 872 «О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам» (далее - Стандарты раскрытия информации), а также данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя иных сетей газораспределения.

При этом на официальных сайтах газораспределительных организаций должна размещаться информация для целей определения возможности технологического присоединения к газораспределительным сетям (Приложение 4 форма 5 к Приказу ФАС России № 38/19 от 18.01.2019).

В связи с изложенным на практике возникает вопрос по каким нормам Правил (п.25, п. 74(1) определять техническую возможность технологического присоединения к газораспределительным сетям.

По данном вопросу в Нижегородском УФАС России имеется судебная практика по делу № А43-13058/2021.

Также предметом обсуждения является вопрос о правомерности истребования газораспределительной организацией у заявителя (физического лица) документов (проектной документации, исполнительно-технической документации разрешительных документов на бытовое газоиспользующее оборудование и др.) в рамках проведения мероприятий по мониторингу выполнения технических условий объекта заявителя.

Так, в производстве Нижегородского УФАС России находилось дело об административном правонарушении №052/04/9.21-1485/2021, возбужденное в отношении ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород», ответственность за совершение которого установлена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Основанием для возбуждения указанного дела об административном правонарушении послужило обращение физического лица на действия (бездействие) газораспределительной организации, связанные с уклонением от осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства заявителя к сети газораспределения, а именно навязывания газораспределительной организацией обязательства предоставить исполнительнотехническую документацию на сеть газопотребления, а также устранение недостатков представленной заявителем исполнительно-технической документации на сеть газопотребления при осуществлении мониторинга по выполнению заявителем технических условий.

В рамках указанного дела об административном правонарушении Нижегородское УФАС России пришло к выводу, что составление акта о готовности сетей газопотребления было поставлено газораспределительной организацией в зависимость от предоставления заявителем исполнительно-технической документации. 17.09.2021 Нижегородским УФАС России вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 052/04/9.21-1485/2021 в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей. В настоящее время дело обжалуется газораспределительной организацией в ФАС России.

 

В 2020 году Нижегородским УФАС России в рамках контроля исполнения Правил подключения (технологического присоединения) выдано 25 постановлений о назначении административного наказания по статье 9.21 КоАП РФ, сумма штрафа составила 8 900 000 рублей, в 2021 году выдано 12 постановлений о назначении административного наказания по статье 9.21 КоАП РФ на сумму 5 200 000 рублей.

Основные нарушения:

  • нарушение сроков техприсоединения

  • навязывание невыгодных условий в части цены при заключении договоров техприсоединения.

 

  1. Положение №1370 определяет условия и порядок доступа организаций к местным газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, и его действие распространяется на правовые отношения, возникающие между юридическими лицами при транспортировке газа по местным газораспределительным сетям.

Любая организация на территории Российской Федерации имеет право на недискриминационный доступ к местным газораспределительным сетям для транспортировки газа к покупателям.

Транспортировка газа по местным газораспределительным сетям производится на основании договора между газораспределительной организацией и поставщиком или покупателем газа, заключаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

Доступ организаций к местным газораспределительным сетям предоставляется при наличии:

свободной мощности в местных газораспределительных сетях (от места подключения до места отбора газа) на заявленный период транспортировки газа;

подводящих газопроводов и газопроводов-отводов к покупателям газа с пунктами учета и контроля качества газа, подготовленных к началу поставки газа;

соответствия качества и параметров поставляемого газа требованиям действующей нормативно-технической документации.

Для заключения договора транспортировки газа в газораспределительную организацию поставщиком или покупателем представляются копия договора поставки газа и заявка, которая должна содержать ряд сведений.

При отсутствии в местной газораспределительной сети свободной мощности, достаточной для удовлетворения всех поданных заявок, в приоритетном порядке удовлетворяются заявки организаций, обеспечивающих коммунально-бытовые нужды населения, проживающего в месте расположения газораспределительной сети.

По результатам рассмотрения заявок газораспределительная организация принимает одно из следующих решений:

о согласии на заключение договора в соответствии с заявкой;

о согласии на заключение договора с частичным удовлетворением заявки в соответствии с настоящим Положением;

о мотивированном отказе от заключения договора.

 

За период 2020 – 2021 гг. в Управлении отсутствует практика рассмотрения дел по вопросу недискриминационного доступа к газораспределительным сетям, обращений по данному вопросу не поступало.

 

 

 

Приложенные файлы
Доклад__отдела_АМК-1636548896.odt (30,4 КБ)
Наверх