Антимонопольные аспекты контроля органов местного самоуправления при торгах в 2017 году
20 декабря 2017, 00:00
Тип документа:
Доклады

Антимонопольные аспекты контроля органов местного самоуправления при торгах

Значительное количество нарушений выявляется в действиях органов власти при проведении торгов (в форме конкурса или аукционов) в различных сферах хозяйственной деятельности:

- при предоставлении земельных участков или недвижимого имущества в аренду;

- при продаже (приватизации) государственного или муниципального имущества;

- при размещении рекламных конструкций;

- при организации перевозок пассажирским автомобильным транспортом;

- при проведение торгов на развитие застроенных территорий;

- при предоставлении доступа к недрам (добыча полезных ископаемых), лесным угодьям, водным объектам;

- при заключении концессионных соглашений;

- обращения с твердыми коммунальными отходами;

- в сфере предоставления санаторных услуг;

- а также при обеспечении граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.

В тех случаях, когда торги не направлены на удовлетворение государственных либо муниципальных нужд, а направлены на пополнение бюджетных средств, либо предоставления доступа ведения деятельности в определенной сфере торги проводятся в соответствии с отраслевым законодательством и специальными нормами права.

При этом общими требованиями ко всем торгам являются положения статьи 17 Закона о защите конкуренции и положения Гражданского кодекса, регламентирующие торги.

Рассматривая торги, антимонопольный орган проводит анализ их соответствия отраслевому законодательству, так как каждое направление имеет свои особенности.

Необходимо отметить, что заявления и жалобы о возможных нарушения при проведении торгов могут рассматриваться антимонопольным органом, как в общем порядке, так и в соответствии с процедурой, предусмотренной статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, которая является оперативной мерой реагирования антимонопольного органа на действия организатора торгов или оператора электронной площадки.

Однако ускоренная процедура рассмотрения жалоб может применяться исключительно в случаях, определенных законом.

В том числе, если прошло не более 10 дней со дня подведения итогов торгов, и в случае, если договор по результатам торгов не заключен – не позднее 3-х месяцев со дня проведения данных торгов.

При этом обжалование должно быть связано с нарушением порядка размещения извещения о торгах либо нарушением порядка подачи заявок на участие в торгах.

В иных случаях антимонопольный орган рассматривает заявления, указывающие на возможные нарушения при торгах в общем порядке (статья 17 Закона о защите конкуренции).

Действия организатора торгов анализируются с точки зрения того, приводят ли они к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В том числе, имеется ли:

- координация деятельности участников со стороны организатора;

- оказываются ли кому-либо преимущественные условия участия в торгах;

- соблюдается ли установленный порядок определения победителя торгов.

Кроме того, при проведении торгов запрещается включать в состав одного лота технологически либо функционально не связанные между собой товары и услуги.

К наиболее типичным нарушениям независимо от отраслевой принадлежности торгов можно отнести не размещение извещения на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru или размещение в ненадлежащем разделе сайта.

Предъявление к участникам требований, не предусмотренных действующим законодательством, также часто является препятствием для участия в торгах, что недопустимо с точки зрения антимонопольного законодательства.

В частности, Нижегородским УФАС выявлялись нарушения при торгах, когда к участнику предъявлялось требование о наличии в штате персонала с высшим образованием не менее 100 человек.

Однако указанные требования могут являться правомерными, например при проведении торгов на право получения лицензий на геологическую разведку и добычу недр - является обязательным у участников торгов наличие специализированной техники, а также аккредитованных специалистов в соответствующей сфере - горных инженеров, геологов, маркшейдеров.

Необходимо отметить, что торги проводятся в двух формах – аукционах (когда участники торгуются по цене), а также в форме конкурса, при котором претенденты предлагают наилучшие условия.

Одним из ключевых нарушений при проведении конкурса является установление единственного критерия – цены. В таком случае происходит подмена понятий конкурса и аукциона, что является недопустимым, поскольку участники не имеют возможности открыто торговаться именно по цене договора.

При проведении торгов по отраслевому законодательству в большинстве случаев организатор торгов должен обеспечить возможность подачи заявки в электронной виде, для получения доступа к торгам всех заинтересованных лиц на территории всей Российской Федерации.

При проведении торгов в отношении земельных участков, предоставляемых для строительства объектов недвижимости часто выявляются следующие нарушения:

- отсутствие указания на предельные параметры разрешенного строительства (в том числе этажность);

- отсутствие актуальных сведений о технических условиях подключения к инженерным сетям.

- не указание в извещении о наличии на земельном участке объектов, препятствующих его использование либо влекущих для правообладателя дополнительные затраты по демонтажу (обременение).

Несмотря на то, что процедура предварительного согласования возможности предоставления земельного участка не является самостоятельной процедурой торгов – не размещение сведений на сайте www.torgi.gov.ru о такой возможности является грубым нарушением антимонопольного законодательства.

При проведении торгов в отношении рекламных конструкций выявляются такие нарушения, как:

- неправомерное установление критериев, ставящие участников в неравные условия;

- навязывание победителем выполнение несвязанных с предметом торгов услуг (демонтаж старых конструкций).

Отсутствие сформированного предмета торгов (а именно отсутствовала древесина), например, в отношении продажи древесины, расположенной в определенном месте лесных угодий, также является недопустимым.

Приложенные файлы
antimonopolnye_aspekty_kontrolya_organov_mestnogo_samoupravleniya_pri_torgah-1519646852.doc (35,0 КБ)
Наверх