ДОКЛАД Проблемные поля контроля, осуществляемого антимонопольным органом в сфере закупок. Итоги первого полугодия 2019 года
27 июня 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

ДОКЛАД

Сдельникова Андрея Владимировича

врио начальника отдела контроля закупок Нижегородского УФАС

 

Проблемные поля контроля, осуществляемого антимонопольным органом в сфере закупок. Итоги первого полугодия 2019 года

 

1. Работа территориального органа по рассмотрению жалоб участников закупок

В 1 полугодии 2019 года в Нижегородское УФАС России поступило 420 жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного учреждения, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, из которых 25 возвращено или отозвано заявителями. Из них:

- 130 жалоб признано обоснованными либо частично обоснованными, что составляет 56% от общего числа жалоб;

- 179 жалоба признано необоснованными;

- 59 жалоб возвращено по основаниям предусмотренным статьей 105 закона о контрактной системе;

- 52 жалобы отозвано заявитель до начала рассмотрения жалобы по существу.

По количеству выявленных в рамках рассмотрения жалоб нарушений лидируют нарушения при осуществлении закупок для муниципальных нужд (15 жалоб признаны обоснованными), на втором месте – нарушения при осуществлении закупок для федеральных нужд (14 жалоб обоснованы).

Часто выявляемыми в ходе рассмотрения жалоб нарушениями являются нарушения при описании объекта закупки, нарушения порядка отбора участников закупок, нарушения в части установления требований в документации, влекущие ограничение количества участников закупок.

2. Работа по осуществлению проверочных мероприятий

Одним из направлений работы Нижегородского УФАС России является осуществление плановых и внеплановых контрольных мероприятий. Проведение названных проверочных мероприятий осуществляется на основании положений Закона о контрактной системе, а также на основании приказа Министерства экономического развития РФ от 28 января 2011 г. № 30 «Об утверждении Порядка проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков».

В 1 полугодии 2019 года Нижегородским УФАС России проведено 37 внеплановых контрольных мероприятий по проверке соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

По итогам проведенных проверок выдано 22 предписания.

3. Работа по ведению реестра недобросовестных поставщиков

Одним из направлений работы Нижегородского УФАС России является ведение реестра недобросовестных поставщиков. Ведение указанного реестра осуществляется на основании положений Закона о контрактной системе, Положения «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062.

В Реестре недобросовестных поставщиков содержатся сведения о наименовании юридического или ФИО физического лица, признанного недобросовестным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), его местонахождение, о проведенных торгах, запросах котировок, о дате заключения и расторжения контракта (в случае наличия такового), о дате внесения сведений об указанном лице.

Сведения, содержащиеся в реестре, доступны для ознакомления на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации об осуществлении закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд www.zakupki.gov.ru.

Всего за 1 полугодие 2019 года Нижегородским УФАС России рассмотрено 244 обращения о включении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков.

По результатам рассмотрения данных обращений Нижегородским УФАС России принято 26 решений о включении сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков.

Причиной включения участника размещения заказа (участников закупки)  в реестр недобросовестных поставщиков является уклонение от заключения контракта такого участника, а также расторжение по решению суда контракта с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в связи с существенным нарушением им условий контракта либо в связи с односторонним отказом  заказчика от исполнения контракта по причине существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

Всего на данный момент в реестре недобросовестных поставщиков находится 146 лиц (включенных Нижегородским УФАС России).

Практика Нижегородского УФАС России по рассмотрению обращений заказчиков о включении участников размещения заказов (участников закупки)  в Реестр недобросовестных поставщиков показывает, что наиболее распространенными причинами уклонения участников закупок от заключения контракта является-

- неподписание в срок проекта контракта на  выполнение работ, оказание услуг, поставку товаров;

- не выполнение работ, оказания услуг, поставки товара на условиях, установленных заказчиком в контрактах.

4. Практика по выявлению административных правонарушений и привлечению к ответственности.

В 1 полугодии 2019 года Нижегородским УФАС России рассмотрено 152 дела об административных правонарушениях, из них:

•          по статье 7.29 КоАП РФ «Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя)» - 14 дел;

•          по статье 7.30 КоАП РФ «Нарушение порядка осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» - 103 дела;

•  по статье 7.31 КоАП РФ «Нарушение порядка ведения реестра контрактов, заключённых заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» - 11  дел;

•          по статье 7.32 КоАП РФ «Нарушение порядка заключения, изменения контракта» - 6 дел;

 •         по статье 7.32.5 КоАП РФ «Нарушение сроков и порядка оплаты товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» -  18 дел;

В 1 полугодии 2019 года по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях Нижегородским УФАС России вынесено 74 постановления о назначении  административного наказания в виде штрафа. Сумма штрафа составила 740 000 рублей.

В соответствии  со статьей 31.2 КоАП РФ постановления по делам об административных правонарушениях подлежат  обязательному  исполнению.

Сумма уплаченных в 1 полугодии 2019 года административных штрафов составила 290 000 руб.

Наиболее часто встречающиеся в 1 полугодии 2019 года административные нарушения – это правонарушения, выразившиеся в:

•          нарушении должностным лицом заказчика сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

•          отклонении заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

•          принятии решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона.

•          утверждении документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

 

Наверх