Основные изменения в госзакупках в 2021/2022 годах. Электронное обжалование.
09 сентября 2021, 00:00
Тип документа:
Доклады

Правительство установило форму для обращения о включении участника закупки в РНП. Отозвать обращение нельзя. На рассмотрение обращения и принятие решения у антимонопольного органа есть 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения. Установили причины, по которым сведения не включат в РНП. Так, если основание обращения - уклонение от заключения контракта, причиной может стать нарушение закупочного законодательства при определении поставщика. Сведения об участнике закупки, исполнителе по контракту исключат из РНП по истечении двух лет с даты, когда у антимонопольного органа появилась обязанность включить сведения в реестр, а не с даты их внесения в РНП.

С 1 января определена минимальная доля закупок товаров из ЕАЭС (Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 N 2014). В правительственный перечень вошло более 100 наименований товаров. Для каждого товара определено, какая доля в объеме его закупок в 2021 - 2023 годах должна приходиться на товары из ЕАЭС. Например, для лифтов размер такой доли в каждый из трех годов — 90%. Начиная с 2022 года нужно будет отчитываться до 1 апреля о достижении в предыдущем году минимальной доли закупок продукции из ЕАЭС.

С 1 января у комиссии по осуществлению закупок появилась новая обязанность при проверке участников (Федеральный закон от 24.04.2020 N 124-ФЗ). С указанной даты комиссия обязана проверять, привлекался ли участник закупки - юрлицо к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ в течение 2 лет до момента подачи заявки. Эту информацию предоставляет оператор электронной площадки. Проверку можно провести самостоятельно по реестру участников закупок (https://zakupki.gov.ru/epz/eruz/search/results.html), отметив дополнительный параметр при поиске "Участник закупки, привлеченный к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ".

С 23 января установлена необходимость применения типовых госконтракты в сфере пожарной безопасности (Приказ МЧС России от 12.10.2020 N 756). 23 декабря 2020 года в ЕИС разместили 3 типовых контракта: - на монтаж систем (средств, установок) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Коды предмета контракта по ОКПД2 43.21 и 43.29; - техническое обслуживание таких систем (средств, установок). Код предмета контракта по ОКПД2 80.20; - поставку пожарно-технической продукции. Коды предмета контракта по ОКПД2, в частности, 22.19, 29.10. Ограничений по НМЦК нет.

С 27 января можно устанавливать повышенные авансы при проведении некоторых госзакупок (Постановление Правительства РФ от 23.01.2021 N 39). Предельный размер авансирования, который по общему правилу могут предусматривать федеральные заказчики, установлен, как и в 2020 году, на уровне 50% от суммы контракта. Норма действует в отношении контрактов, заключаемых в течение всего 2021 года. Также на весь 2021 год приостановлено действие перечня товаров, работ, услуг, при закупке которых указанные заказчики не могут предусматривать предоплату. Аванс не более 50% можно установить в контрактах на строительство региональных и муниципальных объектов, если для их оплаты региону выделены федеральные субсидии. При казначейском сопровождении авансовых платежей их предельный размер может составлять 90% суммы контракта.

С 29 апреля нужно применять новый типовой госконтракт на поставку лекарств (Приказ Минздрава России от 18.01.2021 N 15н). В новом документе расширили перечень кодов объекта закупки по ОКПД2. Коды для применения типового контракта теперь такие: 21.20.1 — 21.20.23.194.

С 9 мая нужно иначе рассчитывать НМЦК при закупке охранных услуг (Приказ Росгвардии от 15.02.2021 N 45). В документе предусмотрены разные порядки расчета: - для объектов, которые могут охранять ЧОПы; - объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется. Стоимость охранных услуг рассчитывается по специальным формулам. Стоимость допуслуг рассчитывается методом анализа рынка и также по особым формулам. В последнем случае среднее арифметическое от цен в коммерческих предложениях можно использовать в качестве НМЦК, если коэффициент вариации не больше 15%. Иначе нужно провести дополнительный сбор информации о ценах.

С 14 мая сокращены сроки оплаты по госконтрактам для некоторых заказчиков (Постановление Правительства РФ от 28.04.2021 N 667). При заключении контрактов в 2021 году федеральные заказчики должны предусмотреть в них предельный срок оплаты - 10 рабочих дней с даты подписания документа о приемке. Исключение - контракты для нужд обороны и безопасности государства при ряде условий. Необходимо указывать специальный срок оплаты в контрактах, которые должны исполняться в декабре 2021 года или декабре следующих годов: - если срок исполнения приходится на период с 1-го по 20-е число включительно - не позднее чем за 1 рабочий день до окончания года в пределах ЛБО на текущий год, либо в следующем году в пределах его ЛБО; - если срок исполнения приходится на период с 21-го по 31-е число включительно - в очередном году в пределах ЛБО на следующий год. Требования к срокам оплаты надо учитывать также и в других случаях, например в контрактах для региональных и муниципальных нужд, если обязательства по ним софинансировались из федерального или регионального бюджета.

С 3 июня исключено доптребование к участникам при закупке услуг по перевозке детей ( Постановление Правительства РФ от 24.05.2021 N 779). При закупке услуг по организованной перевозке групп детей автобусами не нужно предъявлять требования к году выпуска автобуса, наличию тахографа и спутниковой навигации. Ранее начало действия этих требований было лишь отсрочено до конца июня.

С 1 июля установлен лимит НМЦК, выше которого нельзя закупать разные медизделия одним лотом (Постановление Правительства РФ от 19.04.2021 N 620). Нельзя одновременно закупать медизделия разных видов по номенклатурной классификации, если НМЦК закупки превышает лимит. Его рассчитывают по данным от общей суммы трат на медизделия за предыдущий год. Лимит НМЦК одной закупки составляет: - 600 тыс. руб., если на медизделия в предыдущем году потратили менее 50 млн руб.; - 1 млн руб. - от 50 млн руб. до 100 млн руб.; - 1,5 млн руб. - более 100 млн руб. Требование не действует: - для закупок по контрактам жизненного цикла; - для закупок медизделий вместе с расходными материалами, которые предусмотрены изготовителем для использования данных изделий.

С 1 июля при планировании ряда закупок нужно указывать больше сведений (Постановление Правительства РФ от 07.11.2020 N 1799). В плане-графике на 2022 год федеральным заказчикам необходимо указывать специальный код в графе КБК для закупок, предметом которых выступают: - приобретение недвижимости; - подготовка проектной документации, инженерные изыскания; - строительство, реконструкция, капремонт, снос объектов капстроительства. Требование распространяется также на региональных и муниципальных заказчиков, если расходы на закупку субсидируются из федерального бюджета.

С 1 июля изменился порядок внесения информации в РНП и требования к участникам закупок (Федеральный закон от 30.12.2020 N 539-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078). Так, данные об участниках (членах) корпоративного юрлица, которые могут влиять на его деятельность, включат в РНП в том случае, если они сами или вместе с аффилированным лицом владеют более чем 25% акций (долей, паев) такого юрлица. С учетом этого изменения в закупочной документации необходимо иначе формулировать требование об отсутствии сведений в РНП об участнике. От участников открытых конкурсов, электронных аукционов, электронных запросов предложений, а также "бумажных" запросов котировок нельзя требовать указывать в заявке ИНН учредителей.

С 21 августа некоторые федеральные заказчики могут увеличить цену строительных контрактов из-за удорожания материалов (Постановление Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315). К заказчикам из установленного перечня могут обратиться подрядчики с письменным обращением о необходимости изменить контракт из-за увеличения цен на строительные ресурсы. К обращению должно быть приложено соответствующее обоснование, порядок его подготовки установил Минстрой. Скорректировать возможно не исполненные контракты с ценой от 1 млн руб., заключенные до 1 октября на срок не менее года. Есть ряд иных требований.

С 31 августа изменились правила нацрежима для медизделий и радиоэлектроники (Постановление Правительства РФ от 28.08.2021 N 1432). Медизделия. Часть изделий (например, аппараты ультразвукового сканирования) перенесены в перечень радиоэлектроники, некоторые изделия исключены (например, кольпоскопы). Радиоэлектроника. Для нового перечня иностранной РЭП с ограничением допуска введено правило "второй лишний". Для некоторой продукции введен запрет на допуск вместо ограничения, например: - 26.11.30 - схемы интегральные электронные; - 26.12.30 - карты со встроенными интегральными схемами (смарт-карты); - 26.20.11 - компьютеры портативные массой не более 10 кг; - 27.40.39 - светильники и осветительные устройства прочие, не включенные в другие группировки.

Для подтверждения того, что эти товары не подпадают под установленный запрет, участникам нужно продекларировать, что продукция включена в реестр российской РЭП. Такая информация не предоставляется, в частности, при поставке принятой на вооружение военной техники. При приобретении РЭП нельзя использовать в описании объекта закупки допхарактеристики вне каталога. Эти правила действуют, только если в закупке установлен запрет. При закупке иностранной РЭП с ограничением допуска продолжают применяют аналогичные правила.

В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 22.03.2021 N 131 с 18 ноября установлена необходимость устанавливать требования энергоэффективности к новым видам товаров (двигатели электрические асинхронные, телевизоры, насосы для воды, комнатные вентиляторы, кондиционеры воздуха), однако указанные нововведения не применяются, если продукция, отвечающая таким требованиям, будет несовместима с товарами заказчика.

С учетом оптимизационного пакета поправок в 2022 году произойдут следующие изменения в рамках госзакупок.

Сокращение сроков оплаты по контрактам. С учетом требований действующих положений законодательства при проведении закупки на общих основаниях, когда участниками могут выступать все поставщики, независимо от категории организации, оплата по контракту, то есть после подписания закрывающих документов, происходит в течение 30 календарных дней. Если закупка проводилась с учетом особых требований (ст. 30 44-ФЗ), то есть участниками могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, оплата происходит в течение 15 рабочих дней. В 2022 году установлены следующие, сокращенные сроки оплаты по контрактам: 10 дней для закупки среди СМП, СОНКО и 15 дней, если закупка проводилась среди всех участников. На этом сокращение сроков оплаты не завершается: с 2023 года предусмотрен еще более короткий срок оплаты. Закупка для СМП, СОНКО — 7 дней, закупка для всех участников — 10 дней. Заказчики смогут уменьшать сумму оплаты на размер штрафа, пени и неустойки, если поставщик нарушал свои обязательства по контракту в ходе его исполнения. Условие об этом должно быть обязательно включено в контракт.

Изменение доли закупок, проводимых среди МСП. С 2022 года произойдет увеличение доли (процента) закупок, которые проводятся среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций с 15% до 25% от совокупного объема закупок. В дальнейшем запланирована еще большая доля закупок среди СМП и СОНКО (44-ФЗ).

Появится универсальная предквалификация. Универсальная предквалификация — это ограничение для участников закупок стоимостью свыше 20 млн рублей. В таких закупках смогут принять участие только поставщики с успешным опытом исполнения контракта стоимостью не менее 20% от начальной максимальной цены контракта. Например, Заказчик объявляет закупку с ценой 25 млн рублей. К участию в закупке примут заявки только тех поставщиков, которые за последние три года исполнили госконтракты на сумму от 5 млн рублей. Эта мера удобна не столько для поставщиков, сколько для заказчиков, которые проводят закупки на крупные суммы. В таких закупках важно выбрать надежного поставщика, который не уклонится от подписания контракта и ответственно исполнит его.

Появятся независимые гарантии. Сейчас участники закупки вместо денег могут предоставить для обеспечения контракта банковскую гарантию. Приобрести такую гарантию можно только в банке, у которого есть соответствующая лицензия. В 2022 году участники закупки смогут приобретать независимые гарантии у государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ». А в закупках для малого бизнеса участники смогут получать гарантии у региональных гарантийных организаций. Кроме того, участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогу предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.

Документы станут электронными. Часть документов нужно будет оформлять и подписывать в электронном виде. В ЕИС появятся специальные формы, чтобы заполнить и подписать: акт приемки товара, работы или услуги; односторонний отказ от исполнения контракта; обжалование. Проект контракта тоже нужно будет формировать прямо в ЕИС — тоже в специальной форме. Это нововведение появится 1 апреля 2023 года. Сейчас проект контракта можно посмотреть только в файле в формате .doc — заказчик прикрепляет проект к извещению.

С 5 июля 2021 года в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС в сфере закупок) реализована возможность подачи жалобы в электронном виде. Начиная с этой даты у пользователей появилась возможность подать жалобу с использованием ЕИС в сфере закупок в ФАС России и ее территориальные органы. Жалоба может быть подана на действия, бездействие заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, а также на оператора электронной площадки и оператора специализированной электронной площадки исключительно при проведении электронной процедуры. Функционалом ЕИС может воспользоваться любой участник закупки, зарегистрированный в едином реестре участников закупок, путем подачи жалобы через личный кабинет ЕИС в сфере закупок.

Электронное обжалование посредством ЕИС в сфере закупок позволяет осуществить:

- переход на электронный документооборот между участниками процесса; - автоматическое заполнение формы жалобы при указании идентификационного кода закупки; - автоматическую проверку правильности заполнения жалобы, соблюдения сроков подачи и рассмотрения жалобы; - автоматическое размещение сведений в Реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, в том числе принятых по ним решений и выданных предписаний. Материалы по работе с функционалом будут размещены в июне в нижеуказанных разделах ЕИС в сфере закупок: схема «Электронное обжалование в ЕИС» будет размещена в разделе «Документы» – «Материалы для работы в ЕИС» – «Электронное обжалование»; руководство пользователя «Электронное обжалование» будет размещено в личных кабинетах пользователей ЕИС в сфере закупок в разделе «База знаний» – «Электронное обжалование».

Статистика: По состоянию на 22.10.2021 поступило 564 жалобы, из них возращено 89. Рассмотрено по существу комиссией 501 жалоба. Выявлено нарушений 229. Рассмотрено сведений, направленных заказчиками о включении в РНП — 211. Сведения включены в реестр — 61. Проведено внеплановых проверок 80. Возбуждено 385 административных дел.

Приложенные файлы
Доклад_основные_изменения_в_44_в_2021_2022_Электронное_обжалование_(прав)-1636549597.odt (34,2 КБ)
Наверх