Доклад на тему:
«Результаты контрольно-надзорной деятельности региональной службы по тарифам Нижегородской области в 2017 году»
Докладчик - начальник отдела государственного контроля и работы с потребителями РСТ Нижегородской области Янькова Виктория Анатольевна
- Полномочия РСТ Нижегородской области в сфере контрольно-надзорной деятельности
Полномочия РСТ Нижегородской области в сфере осуществления контроля (надзора) определены разделом 3.8 Положения о службе, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 15 мая 2006 года № 171. К указанным полномочиям относятся:
- осуществление контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, отнесенных к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются и контролируются органами исполнительной власти Нижегородской области, а также инвестиционных программ территориальных сетевых организаций, отнесенных к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются и контролируются федеральными органами исполнительной власти.
- осуществление контроля соблюдения электросетевыми организациями уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг).
- осуществление контроля за соблюдением гарантирующими поставщиками Правил определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1179.
- осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами.
- осуществление контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями, осуществляющими теплоснабжение, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
- осуществление контроля за выполнением производственных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий производственных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности.
- осуществление в рамках компетенции Службы регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий, включая контроль (надзор) за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий.
- осуществление регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением организациями, цены (тарифы) на товары и услуги которых подлежат установлению Службой, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам, устанавливаемых Службой применительно к регулируемым видам деятельности указанных организаций.
- осуществление в пределах своих полномочий регионального государственного контроля за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также за применением предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам на медицинские изделия.
- осуществление в пределах своих полномочий контроля за соблюдением наценок на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях; тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств; предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств, расходов на оформление дубликата талона технического осмотра транспортных средств.
- реализация иных функций органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере государственного контроля в соответствии с компетенцией, определенной федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Сведения о проведенных мероприятиях по государственному контролю.
За 2017 год РСТ Нижегородской области проведено 19 мероприятий по государственному контролю в виде проверок, в том числе:
1. 14 плановых проверок:
- 2 проверки соблюдения установленной предельной наценки (включая торговую надбавку) на продукцию (товары), реализуемые на предприятиях общественного питания при общеобразовательных учреждениях, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;
- 2 проверки правильности применения тарифов и соблюдения стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам;
- 1 проверка правильности применения тарифов и соблюдения стандартов раскрытия информации в электроэнергетике, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам;
2 проверки правильности применения тарифов и соблюдения стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам;
- 2 проверки правильности применения тарифов и соблюдения стандартов раскрытия информации в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам;
- 2 проверки правильности применения тарифов и соблюдения стандартов раскрытия информации в сфере теплоснабжения, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам;
- 2 проверки правильности применения цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно важных необходимых лекарственных препаратов;
- 1 проверка соблюдения установленного предельного размера платы за проведение технического осмотра.
2. 5 внеплановых проверок исполнения ранее выданных предписаний.
По результатам плановых проверок выявлено 4 нарушения (в 4 раза меньше, чем в 2016 году), в адрес виновных лиц направлены предписания об устранении выявленных нарушений. Предписания исполнены в полном объеме. По результатам внеплановых проверок нарушений не выявлено.
Количество плановых проверок по сравнению с 2016 годом возросло на 40 %. Существенное снижение (в 15 раз) количества внеплановых проверок по сравнению с 2016 годом вызвано изменениями федерального законодательства. С 1 января 2017 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в соответствии с которыми РСТ Нижегородской области лишена полномочий по организации внеплановых проверок и выдаче предписаний на основании обращений граждан-потребителей.
Кроме проведения проверок РСТ Нижегородской области осуществляется систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований субъектами естественных монополий в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами в части исполнения требований стандартов раскрытия информации.
- Сведения о производстве по делам об административных правонарушениях и мерах административной ответственности.
РСТ Нижегородской области в соответствии с КоАП РФ наделено полномочиями по осуществлению производств по делам об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями:
14.6 КоАП РФ (нарушение порядка ценообразования)
19.7.1 КоАП РФ (непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов))
19.8.1 КоАП РФ (непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов))
19.5 КоАП РФ (невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль))
Также должностные лица РСТ Нижегородской области вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями:
17.7 КоАП РФ (невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении)
20.25 КоАП РФ (уклонение от исполнения административного наказания)
В 2017 году в производстве РСТ Нижегородской области находилось 126 дел об административных правонарушениях (в т.ч. в отношении ресурсоснабжающих организаций и их должностных лиц – 98 дел, в отношении исполнителей коммунальных услуг и их должностных лиц – 23 дела, в отношении прочих юридических лиц – 5 дел). По результатам рассмотрения административных дел РСТ Нижегородской области вынесено 108 постановлений о привлечении к административной ответственности и назначению административного наказания, 12 постановлений о прекращении производства по делу, 6 определений о передаче материалов дел мировым судьям для рассмотрения в пределах компетенции.
По вступившим в силу в 2017 году постановлениям по делам об административных правонарушениях привлечены к административной ответственности 105 лиц (62 должностных лица и 43 юридических лица), что на 40% больше, чем в 2016 году. Наложены административные штрафы на общую сумму 3 001 246,02 руб. (в т.ч. по постановлениям РСТ Нижегородской области - 2 892 246,02 руб., по постановлениям мировых судей – 109 000 руб.). Выдано 41 представление об устранении . Повторные нарушения со стороны подвергнутых административной ответственности лиц не выявлены.
- Результаты административного и судебного оспаривания решений, действий (бездействий) РСТ Нижегородской области и ее должностных лиц в области государственного контроля (надзора)
В судебном порядке обжаловано 3 постановления РСТ Нижегородской области о привлечении к административной ответственности (2,8 % от общего числа).
По результатам рассмотрения жалоб ООО «ВолгоТрансГазСтройМонтаж» и ПАО «ТНС-энерго Нижний Новгород» постановления РСТ Нижегородской области о привлечении к административной ответственности признаны Арбитражным судом Нижегородской области законными и обоснованными (решения от 18.09.2017 г. по делу № А43-14301/2017 и от 31.10.2017 г. по делу № А43-29726/2017 соответственно), Первым арбитражным апелляционным судом данные решения оставлены без изменения (постановления от 21.12.2017 г. и от 26.12.2017 г. соответственно).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 20.07.2017 г. жалоба ООО «ПавловоТеплоЭнерго» на вынесенное РСТ Нижегородской области постановление о привлечении к административной ответственности оставлена без удовлетворения (дело № А43-14638/2017). Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2017 г. данное решение отменено, жалоба удовлетворена. Постановление суда апелляционной инстанции оставлено без изменения определением Верховного Суда РФ от 25.12.2017 г.
В административном порядке результаты проверок и административных производств не обжаловались.
- Обзор типовых и массовых нарушений и возможных мероприятий по их устранению
Из анализа контрольно-надзорной деятельности РСТ Нижегородской области следует, что основными нарушениями являются:
- нарушение регулируемыми организациями требований к форме, срокам и содержанию раскрытия информации, раскрытие которой предусмотрено законом;
- нарушение регулируемыми организациями и исполнителями коммунальных услуг законодательства о ценообразовании в сферах электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Наиболее типичными случаями нарушений требований законодательства о ценообразовании являются:
- осуществление регулируемой деятельности в отсутствие установленного РСТ Нижегородской области тарифа (ООО СЭУ «Фундаментстрой-6», ОАО «Эй Джи Си Борский стекольный завод», ООО «Элкост», ООО «ВолгоТрансГазСтройМонтаж», ООО «Васильсурская ЖКО», ООО «Электромаш-Энерго», ООО «Электромаш-Ресурс», АО ННПО им.Фрунзе, АО «НОКК», ООО «Деметра»);
- применение СНТ при расчетах с потребителями тарифов на электрическую энергию, отличных от утвержденных РСТ Нижегородской области (СНТ «Воробушек», СНТ «Ягодное», СНТ «Шониха», СНТ «Корабел»);
- неправильное применение исполнителями коммунальных услуг, утвержденных РСТ Нижегородской области тарифов (ТСЖ № 395, ТСН «Феникс», ТСЖ «Циолковского, 92», ТСЖ «Дом № 13»);
- неправильное применение тарифов на электрическую энергию, установленных для населения и приравненных к нему потребителей (ПАО «ТНС энерго Нижний Новгород»).
В качестве возможных мероприятий по устранению допущенных нарушений можно назвать следующие:
- определение в рамках организации должностного лица, ответственного за соблюдение стандартов раскрытия информации;
- обращение в адрес РСТ Нижегородской области с заявлением об установлении тарифов и необходимыми расчетными и обосновывающими материалами в кратчайший срок с момента возникновения оснований для осуществления регулируемой деятельности;
- обеспечение перетока электрической энергии, тепловой энергии, воды, сточных вод через принадлежащие организации сети на безвозмездной основе при отсутствии соответствующего тарифа;
- применение СНТ при расчетах с потребителями исключительно утвержденных РСТ Нижегородской области тарифов и осуществление компенсации потерь в электрических сетях и расходов на обслуживание электрооборудования за счет целевых взносов;
- осуществление расчетов с гражданами за коммунальные услуги исключительно на основании утвержденных РСТ Нижегородской области тарифов.
6. Результаты рассмотрения обращений граждан
За 2017 год сотрудниками РСТ Нижегородской области в рамках осуществления контрольно-надзорных функций рассмотрено 976 письменных обращений граждан (в том числе, поступивших в Интернет-приемную на сайт службы: www.rstno.ru), из них 255 обращения перенаправлено в другие органы власти, уполномоченные на рассмотрение вопросов, содержащихся в обращениях. По сравнению с 2016 годом количество рассмотренных обращений увеличилось на 37 %.
В ходе работы «горячей линии» в 2017 году даны устные разъяснения на 194 обращения юридических и физических лиц по вопросам начисления платы за коммунальные услуги. По сравнению с 2016 годом количество таких обращений увеличилось на 21 %.
В рамках личного приема граждан по вопросам ценообразования и тарифного регулирования в жилищно-коммунальной сфере рассмотрено 43 обращения, что соответствует уровню 2016 года.
- Обобщенные сведения о результатах контрольно-надзорной деятельности РСТ Нижегородской области
Сведения, характеризующие основные результаты контрольно-надзорной деятельности РСТ Нижегородской области в 2017 году по сравнению с 2016 годом представлены в таблице:
|
1 полугодие 2016 года |
2016 год |
1 полугодие 2017 года |
2017 год |
Количество проведенных плановых проверок, всего |
4 |
10 |
8 |
14 |
По результатам плановых проверок выдано предписаний об устранении нарушений |
0 |
3 |
1 |
4 |
Количество проведенных внеплановых проверок, всего |
40 |
75 |
2 |
5 |
По результатам внеплановых проверок выдано предписаний об устранении нарушений |
12 |
16 |
0 |
0 |
Количество возбужденных дел об административных правонарушениях, всего |
56 |
102 |
59 |
126 |
в том числе: |
|
|
|
|
- в отношении ресурсоснабжающих организаций |
33 |
64 |
46 |
98 |
- в отношении управляющих компаний |
15 |
27 |
11 |
23 |
- в отношении иных юридических лиц |
8 |
11 |
2 |
5 |
- в отношении органов местного самоуправления Нижегородской области |
- |
- |
- |
- |
Количество рассмотренных обращений граждан (устных и письменных) |
370 |
742 |
683 |
1213 |
Сведения о результатах рассмотрения РСТ Нижегородской области дел об административных правонарушениях в 2017 году по сравнению с 2016 годом представлены в таблице:
|
1 полугодие 2016 года |
2016 год |
1 полугодие 2017 года |
2017 год |
Количество составленных протоколов об административных правонарушениях, всего |
45 |
80 |
55 |
107 |
Количество вынесенных постановлений по делам об административных правонарушениях о наложении административного взыскания, всего |
43 |
76 |
53 |
108 |
в том числе |
|
|
|
|
- на юридических лиц |
27 |
48 |
29 |
44 |
- на должностных лиц |
16 |
28 |
24 |
64 |
Количество вынесенных постановлений по делам об административных правонарушениях о прекращении дела об административном правонарушении, всего |
2 |
4 |
5 |
12 |
в том числе |
|
|
|
|
- на юридических лиц |
1 |
3 |
5 |
12 |
- на должностных лиц |
1 |
1 |
0 |
0 |
Сумма наложенных штрафных санкций, тыс. руб. |
|
3103* |
|
3017* |
Количество оспоренных в суде оснований и результатов проведения мероприятий по государственному контролю, всего |
1 |
2 |
0 |
0 |
в том числе |
|
|
|
|
- юридическими лицами |
1 |
2 |
0 |
0 |
- индивидуальными предпринимателями |
0 |
0 |
0 |
0 |
Количество удовлетворенных судом исков со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по результатам проведения мероприятий по государственному контролю |
0 |
0 |
0 |
1 |
Количество оспоренных в суде оснований и результатов рассмотрения дел об административных правонарушениях, всего |
6 |
8 |
2 |
3 |
в том числе |
|
|
|
|
- юридическими лицами |
6 |
7 |
2 |
3 |
- индивидуальными предпринимателями |
0 |
1 |
0 |
0 |
Количество удовлетворенных судом исков со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по рассмотрения дел об административных правонарушениях |
0 |
1 |
1 |
1 |
* - с учетом штрафных санкций, наложенных по результатам проведения административных расследований.