Доклад «Результаты контрольно-надзорной деятельности региональной службы по тарифам Нижегородской области в 2017 году»
01 марта 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад на тему:

«Результаты контрольно-надзорной деятельности региональной службы по тарифам Нижегородской области в 2017 году»

 

Докладчик - начальник отдела государственного контроля и работы с потребителями РСТ Нижегородской области Янькова Виктория Анатольевна

 

  1. Полномочия РСТ Нижегородской области в сфере контрольно-надзорной деятельности

Полномочия РСТ Нижегородской области в сфере осуществления контроля (надзора) определены разделом 3.8 Положения о службе, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 15 мая 2006 года № 171. К указанным полномочиям относятся:

- осуществление контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, отнесенных к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются и контролируются органами исполнительной власти Нижегородской области, а также инвестиционных программ территориальных сетевых организаций, отнесенных к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются и контролируются федеральными органами исполнительной власти.

- осуществление контроля соблюдения электросетевыми организациями уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг).

- осуществление контроля за соблюдением гарантирующими поставщиками Правил определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1179.

- осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами.

- осуществление контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями, осуществляющими теплоснабжение, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

- осуществление контроля за выполнением производственных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий производственных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности.

- осуществление в рамках компетенции Службы регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий, включая контроль (надзор) за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий.

- осуществление регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением организациями, цены (тарифы) на товары и услуги которых подлежат установлению Службой, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам, устанавливаемых Службой применительно к регулируемым видам деятельности указанных организаций.

- осуществление в пределах своих полномочий регионального государственного контроля за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также за применением предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам на медицинские изделия.

- осуществление в пределах своих полномочий контроля за соблюдением наценок на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях; тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств; предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств, расходов на оформление дубликата талона технического осмотра транспортных средств.

- реализация иных функций органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере государственного контроля в соответствии с компетенцией, определенной федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Сведения о проведенных мероприятиях по государственному контролю.

За 2017 год РСТ Нижегородской области проведено 19 мероприятий по государственному контролю в виде проверок, в том числе:

1. 14 плановых проверок:

- 2 проверки соблюдения установленной предельной наценки (включая торговую надбавку) на продукцию (товары), реализуемые на предприятиях общественного питания при общеобразовательных учреждениях, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;

- 2 проверки правильности применения тарифов и соблюдения стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам;

- 1 проверка правильности применения тарифов и соблюдения стандартов раскрытия информации в электроэнергетике, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам;

2 проверки правильности применения тарифов и соблюдения стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам;

- 2 проверки правильности применения тарифов и соблюдения стандартов раскрытия информации в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам;

- 2 проверки правильности применения тарифов и соблюдения стандартов раскрытия информации в сфере теплоснабжения, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам;

- 2 проверки правильности применения цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно важных необходимых лекарственных препаратов;

- 1 проверка соблюдения установленного предельного размера платы за проведение технического осмотра.

2. 5 внеплановых проверок исполнения ранее выданных предписаний.

По результатам плановых проверок выявлено 4 нарушения (в 4 раза меньше, чем в 2016 году), в адрес виновных лиц направлены предписания об устранении выявленных нарушений. Предписания исполнены в полном объеме. По результатам внеплановых проверок нарушений не выявлено.

Количество плановых проверок по сравнению с 2016 годом возросло на 40 %. Существенное снижение (в 15 раз) количества внеплановых проверок по сравнению с 2016 годом вызвано изменениями федерального законодательства. С 1 января 2017 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в соответствии с которыми РСТ Нижегородской области лишена полномочий по организации внеплановых проверок и выдаче предписаний на основании обращений граждан-потребителей.

Кроме проведения проверок РСТ Нижегородской области осуществляется систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований субъектами естественных монополий в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами в части исполнения требований стандартов раскрытия информации.

  1. Сведения о производстве по делам об административных правонарушениях и мерах административной ответственности.

РСТ Нижегородской области в соответствии с КоАП РФ наделено полномочиями по осуществлению производств по делам об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями:

14.6 КоАП РФ (нарушение порядка ценообразования)

19.7.1 КоАП РФ (непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов))

19.8.1 КоАП РФ (непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов))

19.5 КоАП РФ (невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль))

Также должностные лица РСТ Нижегородской области вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями:

17.7 КоАП РФ (невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении)

20.25 КоАП РФ (уклонение от исполнения административного наказания)

В 2017 году в производстве РСТ Нижегородской области находилось 126 дел об административных правонарушениях (в т.ч. в отношении ресурсоснабжающих организаций и их должностных лиц – 98 дел, в отношении исполнителей коммунальных услуг и их должностных лиц – 23 дела, в отношении прочих юридических лиц – 5 дел). По результатам рассмотрения административных дел РСТ Нижегородской области вынесено 108 постановлений о привлечении к административной ответственности и назначению административного наказания, 12 постановлений о прекращении производства по делу, 6 определений о передаче материалов дел мировым судьям для рассмотрения в пределах компетенции.

По вступившим в силу в 2017 году постановлениям по делам об административных правонарушениях привлечены к административной ответственности 105 лиц (62 должностных лица и 43 юридических лица), что на 40% больше, чем в 2016 году. Наложены административные штрафы на общую сумму 3 001 246,02 руб. (в т.ч. по постановлениям РСТ Нижегородской области - 2 892 246,02 руб., по постановлениям мировых судей – 109 000 руб.). Выдано 41 представление об устранении . Повторные нарушения со стороны подвергнутых административной ответственности лиц не выявлены.

  1. Результаты административного и судебного оспаривания решений, действий (бездействий) РСТ Нижегородской области и ее должностных лиц в области государственного контроля (надзора)

В судебном порядке обжаловано 3 постановления РСТ Нижегородской области о привлечении к административной ответственности (2,8 % от общего числа).

По результатам рассмотрения жалоб ООО «ВолгоТрансГазСтройМонтаж» и ПАО «ТНС-энерго Нижний Новгород» постановления РСТ Нижегородской области о привлечении к административной ответственности признаны Арбитражным судом Нижегородской области законными и обоснованными (решения от 18.09.2017 г. по делу № А43-14301/2017 и от 31.10.2017 г. по делу № А43-29726/2017 соответственно), Первым арбитражным апелляционным судом данные решения оставлены без изменения (постановления от 21.12.2017 г. и от 26.12.2017 г. соответственно).

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 20.07.2017 г. жалоба ООО «ПавловоТеплоЭнерго» на вынесенное РСТ Нижегородской области постановление о привлечении к административной ответственности оставлена без удовлетворения (дело № А43-14638/2017). Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2017 г. данное решение отменено, жалоба удовлетворена. Постановление суда апелляционной инстанции оставлено без изменения определением Верховного Суда РФ от 25.12.2017 г.

В административном порядке результаты проверок и административных производств не обжаловались.

  1. Обзор типовых и массовых нарушений и возможных мероприятий по их устранению

Из анализа контрольно-надзорной деятельности РСТ Нижегородской области следует, что основными нарушениями являются:

- нарушение регулируемыми организациями требований к форме, срокам и содержанию раскрытия информации, раскрытие которой предусмотрено законом;

- нарушение регулируемыми организациями и исполнителями коммунальных услуг законодательства о ценообразовании в сферах электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Наиболее типичными случаями нарушений требований законодательства о ценообразовании являются:

- осуществление регулируемой деятельности в отсутствие установленного РСТ Нижегородской области тарифа (ООО СЭУ «Фундаментстрой-6», ОАО «Эй Джи Си Борский стекольный завод», ООО «Элкост», ООО «ВолгоТрансГазСтройМонтаж», ООО «Васильсурская ЖКО», ООО «Электромаш-Энерго», ООО «Электромаш-Ресурс», АО ННПО им.Фрунзе, АО «НОКК», ООО «Деметра»);

- применение СНТ при расчетах с потребителями тарифов на электрическую энергию, отличных от утвержденных РСТ Нижегородской области (СНТ «Воробушек», СНТ «Ягодное», СНТ «Шониха», СНТ «Корабел»);

- неправильное применение исполнителями коммунальных услуг, утвержденных РСТ Нижегородской области тарифов (ТСЖ № 395, ТСН «Феникс», ТСЖ «Циолковского, 92», ТСЖ «Дом № 13»);

- неправильное применение тарифов на электрическую энергию, установленных для населения и приравненных к нему потребителей (ПАО «ТНС энерго Нижний Новгород»).

В качестве возможных мероприятий по устранению допущенных нарушений можно назвать следующие:

- определение в рамках организации должностного лица, ответственного за соблюдение стандартов раскрытия информации;

- обращение в адрес РСТ Нижегородской области с заявлением об установлении тарифов и необходимыми расчетными и обосновывающими материалами в кратчайший срок с момента возникновения оснований для осуществления регулируемой деятельности;

- обеспечение перетока электрической энергии, тепловой энергии, воды, сточных вод через принадлежащие организации сети на безвозмездной основе при отсутствии соответствующего тарифа;

- применение СНТ при расчетах с потребителями исключительно утвержденных РСТ Нижегородской области тарифов и осуществление компенсации потерь в электрических сетях и расходов на обслуживание электрооборудования за счет целевых взносов;

- осуществление расчетов с гражданами за коммунальные услуги исключительно на основании утвержденных РСТ Нижегородской области тарифов.

6. Результаты рассмотрения обращений граждан

За 2017 год сотрудниками РСТ Нижегородской области в рамках осуществления контрольно-надзорных функций рассмотрено 976 письменных обращений граждан (в том числе, поступивших в Интернет-приемную на сайт службы: www.rstno.ru), из них 255 обращения перенаправлено в другие органы власти, уполномоченные на рассмотрение вопросов, содержащихся в обращениях. По сравнению с 2016 годом количество рассмотренных обращений увеличилось на 37 %.

В ходе работы «горячей линии» в 2017 году даны устные разъяснения на 194 обращения юридических и физических лиц по вопросам начисления платы за коммунальные услуги. По сравнению с 2016 годом количество таких обращений увеличилось на 21 %.

В рамках личного приема граждан по вопросам ценообразования и тарифного регулирования в жилищно-коммунальной сфере рассмотрено 43 обращения, что соответствует уровню 2016 года.

  1. Обобщенные сведения о результатах контрольно-надзорной деятельности РСТ Нижегородской области

Сведения, характеризующие основные результаты контрольно-надзорной деятельности РСТ Нижегородской области в 2017 году по сравнению с 2016 годом представлены в таблице:

 

1 полугодие 2016 года

2016 год

1 полугодие 2017 года

2017 год

Количество проведенных плановых проверок, всего

4

10

8

14

По результатам плановых проверок выдано предписаний об устранении нарушений

0

3

1

4

Количество проведенных внеплановых проверок, всего

40

75

2

5

По результатам внеплановых проверок выдано предписаний об устранении нарушений

12

16

0

0

Количество возбужденных дел об административных правонарушениях, всего

56

102

59

126

в том числе:

 

 

 

 

- в отношении ресурсоснабжающих организаций

33

64

46

98

- в отношении управляющих компаний

15

27

11

23

- в отношении иных юридических лиц

8

11

2

5

- в отношении органов местного самоуправления Нижегородской области

-

-

-

-

Количество рассмотренных обращений граждан (устных и письменных)

370

742

683

1213

 

Сведения о результатах рассмотрения РСТ Нижегородской области дел об административных правонарушениях в 2017 году по сравнению с 2016 годом представлены в таблице:

 

1 полугодие 2016 года

2016 год

1 полугодие 2017 года

2017 год

Количество составленных протоколов об административных правонарушениях, всего

45

80

55

107

Количество вынесенных постановлений по делам об административных правонарушениях о наложении административного взыскания, всего

43

76

53

108

в том числе

 

 

 

 

- на юридических лиц

27

48

29

44

- на должностных лиц

16

28

24

64

Количество вынесенных постановлений по делам об административных правонарушениях о прекращении дела об административном правонарушении, всего

2

4

5

12

в том числе

 

 

 

 

- на юридических лиц

1

3

5

12

- на должностных лиц

1

1

0

0

Сумма наложенных штрафных санкций, тыс. руб.

 

3103*

 

3017*

Количество оспоренных в суде оснований и результатов проведения мероприятий по государственному контролю, всего

1

2

0

0

в том числе

 

 

 

 

- юридическими лицами

1

2

0

0

- индивидуальными предпринимателями

0

0

0

0

Количество удовлетворенных судом исков со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по результатам проведения мероприятий по государственному контролю

0

0

0

1

Количество оспоренных в суде оснований и результатов рассмотрения дел об административных правонарушениях, всего

6

8

2

3

в том числе

 

 

 

 

- юридическими лицами

6

7

2

3

- индивидуальными предпринимателями

0

1

0

0

Количество удовлетворенных судом исков со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по рассмотрения дел об административных правонарушениях

0

1

1

1

* - с учетом штрафных санкций, наложенных по результатам проведения административных расследований.

Наверх