Практика осуществления антимонопольного контроля в сфере ЖКХ
13 сентября 2017, 00:00
Тип документа:
Доклады

ДОКЛАД К ПУБЛИЧНЫМ СЛУШАНИЯМ

НИЖЕГОРОДСКОГО УФАС РОССИИ

 

(28 сентября 2017 года)

 

Практика осуществления антимонопольного контроля в сфере ЖКХ

 

В большинстве случаев со сферой оказания жилищно-коммунальных услуг прямо или косвенно связаны естественно монопольные рынки (передача электрической энергии, транспортировка тепла, горячей и  холодной воды, водоотведение). Организации, действующие на смежных товарных рынках (поставщики ресурсов), в превалирующем большинстве также действуют на неконкурентных товарных рынках и напряду с субъектами естественных монополий также  являются субъектами антимонопольного контроля.

 

Компетенция антимонопольного органа в сфере ЖКХ.

 

  1. Полномочия, предоставленные статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции» (ст. 10, 11 Федерального закона «О защите конкуренции»).
    1. Запрет на злоупотребление доминирующим положением на товарных рынках, которое может привести (приводит):

- к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на товарных рынках;

- ущемлению интересов в предпринимательской деятельности;

- ущемлению интересов неопределенного круга лиц.

                1.2. Запрет на антиконкурентные соглашения и согласованные действия.

        2. Полномочия в рамках административного производства (ст. 9.21 КоАП РФ, ч.6, ч.12 ст. 9.15 КоАП РФ). 

1.1. нарушение субъектом естественных монополий порядка подключения (технологического присоединения) к сетям инженерной инфраструктуры.

1.2. административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

 

 

Статистика рассмотрения заявлений в 2016 году, первом полугодии 2017 года

 

Таблица 1.

Сведения о работе Нижегородского УФАС России с заявлениями, указывающими на нарушение запрета на злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке, в 2016 году

Субъект рынка

Всего рассмотрено заявлений

Устранено в результате выдачи предупреждения

Отказано в возбуждении дела

Возбуждено дел

Установлен факт нарушения

Субъект естественной монополии

239

2

221

16

5

Прочие субъекты

512

/

479

25

12

ВСЕГО

751

10

700

41

17

 

Таблица 2.

Сведения о работе Нижегородского УФАС России с заявлениями, указывающими на нарушение запрета на злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке, в 1 полугодии 2017 года

Субъект рынка

Всего рассмотрено заявлений

Устранено в результате выдачи предупреждения

Отказано в возбуждении дела

Возбуждено дел

Установлен факт нарушения

Субъект естественной монополии

90

3

76

11

5

Прочие субъекты

208

1

198

9

5

ВСЕГО

298

4

274

20

10

Таблица 3.

 Сведения о рассмотренных в 2016 году заявлениях о злоупотреблении доминирующим положением (в разрезе товарных рынков)

Рынки

Всего рассмотрено заявлений

Устранено в результате выдачи предупреждения

Отказано в возбуждении дела

Возбуждено дел

Установлен факт нарушения

Электроснабжение

198

3

165

24

7

Теплоснабжение

132

3

128

1

1

Водоснабжение и водоотведение

31

2

27

2

2

Газ

117

1

113

3

2

ЖКХ

80

1

77

2

2

Прочие

193

0

190

9

3

ВСЕГО

751

10

700

41

17

 

Таблица 4.

 Сведения о рассмотренных в первом полугодии 2017 году заявлениях о злоупотреблении доминирующим положением (в разрезе товарных рынков)

Рынки

Всего рассмотрено заявлений

Устранено в результате выдачи предупреждения

Отказано в возбуждении дела

Возбуждено дел

Установлен факт нарушения

Электроснабжение

63

1

54

8

2

Теплоснабжение

58

1

55

2

1

Водоснабжение и водоотведение

31

1

24

6

4

Газ

60

1

56

3

2

ЖКХ

32

0

32

0

0

Прочие

54

0

53

1

1

ВСЕГО

298

4

274

20

10

 

 

Статистика дел об административных правонарушениях в 2016 году, первом полугодии 2017 года

 

Таблица 5

Сведения о делах, возбужденных по факту нарушения субъектами естественных монополий порядка подключения (технологического присоединения) в 2016 году, первом полугодии 2017 года

Период времени

Всего возбуждено дел

Установлено событие нарушения

Сумма наложенных штрафов, тыс. руб.

2016 год

114

84

3810

1 полугодие 2017 года

26

12

1400

 

Таблица 6

Сведения о делах, возбужденных по факту нарушения сетевыми организациями порядка технологического присоединения к электрическим сетям в 2016 году, первом полугодии 2017 года

Период времени

Всего возбуждено дел

Установлено событие нарушения

Сумма наложенных штрафов, тыс. руб.

2016 год

 

 

 

1 полугодие 2017 года

 

 

 

 

Таблица 7

Сведения о делах, возбужденных по факту нарушения газораспределительными организациями порядка технологического присоединения к сетям газораспределения в 2016 году, первом полугодии 2017 года

Период времени

Всего возбуждено дел

Установлено событие нарушения

Сумма наложенных штрафов, тыс. руб.

2016 год

6

2

150

1 полугодие 2017 года

12

6

950

 

 

 

Типовые нарушения Федерального закона «О защите конкуренции»

 

Типовыми нарушениями, выявляемыми Нижегородским УФАС России, являются:

-  нарушение порядка ограничения поставки ресурсов (ограничение/прекращение поставки газа; частичное или полное ограничение режима потребления электрической энергии);

- нарушение порядка проведения проверок приборов учета;

- нарушение установленного порядка ценообразования.

 

Нарушение порядка ограничения поставки ресурсов (ограничение/прекращение поставки газа; частичное или полное ограничение режима потребления электрической энергии).

5 мая 2017 года комиссия Нижегородского УФАС России приняла решение о нарушении ПАО «ТНС энерго НН» запрета на злоупотребление доминирующим положением на рынке поставки электрической энергии. Отступление от норм законодательства выразилось в несоблюдении правил ограничения энергоснабжения  (Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442)) объекта должника.

ООО «Перспектива-Транс НН», владея базой отдыха «Волжский рассвет» в Кстовском районе, не оплачивало потребляемую электрическую энергию. Это стало причиной для прекращения ПАО «ТНС энерго НН» энергоснабжения данного объекта.

Однако согласно установленному законодателем порядку прекращения энергоснабжения гарантирующий поставщик обязан вначале частично ограничить поставку потребителю электрической энергии, а после неисполнения требования об оплате задолженности – полностью прекратить энергоснабжение объекта.

Но в сентябре 2016 года ПАО «ТНС энерго НН», не исполнив обязанность о частичном ограничении поставки электроэнергии, сразу же в полном объеме прекратило энергоснабжение базы отдыха.

23 августа 2017 года по данному факту ПАО «ТНС энерго НН» привлечено к административной ответственности. Размер административного штрафа с учетом отягчающего обстоятельства - повторного совершение нарушения - составил 737,5 тыс. рублей.

 

В 2016-2017 году Нижегородское УФАС России рассмотрело 5 дел, возбужденных по части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в отношении АО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» по факту прекращения поставки газа на котельные; в 4 случаях нарушения установлены.

Суть проблемы заключается в том, что с позиции законодательства недопустимы перерывы в поставке коммунальных услуг надлежащего качества лицам, добросовестно их оплачивающим. Однако в связи с наличием нескольких промежуточных организаций между поставщиком газа и конечными потребителями (домоуправляющие компании, владельцы источников тепловой энергии), риски неоплаты объемов потребленного газа имеют место быть. Объем возрастающих задолженностей за газ является основной причиной для применения поставщиком таких мер понуждения к оплате, как прекращение поставки газа на котельные неплательщиков.

Практика антимонопольного органа показывает, что в большинстве ситуаций АО «Газпром межрегионгаз Нижний Новгород» не допускает прекращения поставки газа в зимнее время. Однако ситуации отключения котельных в летний период, что в итоге все же приводит к прекращению получения коммунальных услуг горячего водоснабжения для добросовестных потребителей, не редкость.

 

Нарушение порядка проведения проверок приборов учета

29.06.2017 года комиссия Нижегородского УФАС России признала ПАО «МРСК Центра и Приволжья» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». В рамках дела оценивались  действия сетевой организации при проведении проверки прибора учета электрической энергии «Богородский завод керамических стеновых материалов», по итогам которой составлен акт о «безучетном» потреблении. Указанный акт стал основанием для доначисления заявителю 13 555 130 рублей 10 копеек.

Проанализировав материалы дела, комиссия Нижегородского УФАС России пришла к выводу о том, что сетевой организацией при составлении акта о «безучетном» потреблении электрической энергии нарушены Основные положения  функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442.

Принятое комиссией Нижегородского УФАС России решение по делу стало поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.

31.08.2017 ПАО «МРСК Центра и Приволжья» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ; обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

 

Нарушение установленного порядка ценообразования

По итогам рассмотрения заявления ООО «ОкаТеплоСервис» на действия ГБУ «Решетихинский ПНИ» Нижегородским УФАС России возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.

В ходе дела установлено, что заявитель отказывает услуги горячего водоснабжения, отопления жителям р.п. Решетиха Володарского района Нижегородской области.

Проанализировав материалы дела, комиссия Нижегородского УФАС России пришла к выводу о том, что ГБУ «Решетихинский ПНИ» нарушало установленный порядок ценообразования на услуги по поставке горячего водоснабжения при взаиморасчетах с ООО «ОкаТеплоСервис», а также незаконно инициировало процедуру прекращения поставки горячего водоснабжения в многоквартирный дом, расположенный в р.п. Решетиха, Нижегородской области.

31 августа 2017 года комиссия Нижегородского УФАС России признала ГБУ «Решетихинский ПНИ» нарушившим запрет на злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке.

 

Нарушения в сфере водоснабжения и водоотведения.

Преобладающее количество обращений в сфере холодного водоснабжения и водоотведения (ХВС) от жителей Нижегородской области, поступающих в Управление, связано: с тарифами на соответствующие услуги, нарушениями со стороны субъектов естественных монополий, выраженными в отказе в выдаче технических условий на подключение, отказе в заключении договора ХВС, навязывании невыгодных условий договора.

Как указывалось выше, в связи с поправками, внесенными в Закон о защите конкуренции, изменены полномочия антимонопольных органов, на сегодняшний день поступающие обращения от граждан (определенный круг лиц), относящиеся к сфере ХВС, Управлением перенаправляются по подведомственности в Государственную жилищную инспекцию по Нижегородской области, Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области. Так, за 2016 год и первое полугодие 2017 года Нижегородским УФАС России перенаправлено в указанные компетентные органы порядка 40 обращений жителей Нижегородской области для разрешения вопроса по существу.

При этом, Нижегородским УФАС России за анализируемый период рассмотрено порядка 60 обращений хозяйствующих субъектов в сфере ХВС, по которым возбуждено 9 дел о нарушении антимонопольного законодательства, из них установлено 7 фактов нарушения со стороны субъекта естественной монополии. 

Как отмечалось, в Управление также поступают обращения по вопросам установления необоснованно завышенных тарифов в сфере ХВС. Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, такого рода обращения в досудебном порядке правомочна рассматривать исключительно ФАС России, территориальные управления такими полномочиями не наделены.

 

Типовые нарушения при подключении (технологическом присоединении)

Типовыми нарушениями, выявляемыми Нижегородским УФАС России, являются:

- нарушение сроков исполнения обязательств по договору о подключении (технологическом присоединении);

- навязывание невыгодных условий договора, в том числе возложение на заявителя обязательств, не предусмотренных действующим законодательством (строительство объектов за пределами участка заявителя, подготовка условий для осуществления подключения (рытье котлована, возведение лесов и т.д.) приобретение приборов учета определенного вида и прочее);

- требование документов, не предусмотренных действующим законодательством (проект газификации индивидуального жилого дома, согласование ситуационного плана с конкретной организацией и т.д.);

- требование установить прибор учета за пределами границ балансовой ответственности;

- требование оплатить дополнительные услуги, не предусмотренные правилами (взимание платы за подготовку технических условий, плата за согласование проекта газификации индивидуального жилого дома);

- нарушение установленного порядка ценообразования (не применение тарифов, установленных регулирующим органом, включение в состав платы мероприятий, обязательность проведения которых для осуществления подключения отсутствует);

- необоснованный отказ в заключении договора о подключении;

- несвоевременное направление (не направление) документов (договора, технических условий) о подключении.

 

 

Наверх