Деятельность Нижегородского УФАС России по поддержке органов саморегулирования в области рекламы в рамках Всероссийской специализации Управления
31 июля 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

Деятельность Нижегородского УФАС России по поддержке органов саморегулирования в области рекламы в рамках Всероссийской специализации Управления

 

Одним из приоритетных направлений работы Нижегородского УФАС России является поддержка органов саморегулирования в области рекламы.

При Торгово-промышленной Палате Нижегородской области действует «Рекламный Совет Нижегородской области». В настоящее время эта организация консолидирует в своих рядах общественные организации всех секторов рекламного сообщества: объединение рекламодателей, производителей, распространителей рекламы и потребителей рекламы.

Важным аспектом реализации Концепции развития саморегулирования рекламной отрасли России является подписание Ассоциацией маркетинговой индустрии «Рекламный Совет», Комитетом по предпринимательству в сфере рекламы ТПП РФ, Нижегородским УФАС России и Торгово-промышленной палатой Нижегородской области Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии.

Нижегородское УФАС России активно взаимодействует с «Рекламным Советом Нижегородской области».

Так, в рамках заключенного Соглашения Нижегородское УФАС России в 2019-2020 годах направило в Общественный комитет по рекламе «Рекламный Совет Нижегородской области» 10 обращений потребителей рекламы для рассмотрения и подготовки экспертных заключений, а именно:

- обращение потребителя рекламы по поводу рекламы майонеза, в которой использовалось изображение жидкого яичного желтка, тогда как на упаковке товара данных о том, в каком виде желток входит в состав готового продукта, не указано;

 

 

 

В соответствии с Экспертным заключением реклама признана надлежащей, поскольку Технология, по которой выработан яичный желток, может не указываться в составе продукта.

Кроме того Общество, производящее данный майонез письменно подтвердило использование жидкого желтка при производстве.

 

- следующее обращение было по поводу рекламы телевизионного шоу, в рекламе которого использовалось изображение фигуры человека с головой кота породы «Сфинкс», что, по мнению заявителя, является неэтичным и оскорбительным;

 

Согласно Экспертному заключению реклама также признана надлежащей, так как: «Положение тела, рук, одежда не воспринимаются как неэтичные либо оскорбительные. При этом допускается, что изображение головы кота может быть неприятным в силу особенностей породы изображенного животного, однако, такое оценочное восприятие не может привести к заключению неэтичности образа в целом».

 

- далее рассматривались материалы по факту распространения рекламы пункта приема металла с использованием изображения женской груди;

 

Экспертами установлено что: «Картинка и текст выполнены провокативно, исключительно для привлечения внимания.

 

Данный образ нарушает общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности».

 

- обращение по поводу рекламы, в которой крупным текстом написано: «ЗАКАЗНЫЕ УБИЙСТВА, а мелким: тараканов, клопов, муравьев, блох, грызунов»;

 

В соответствии с Экспертным заключением: «Рассматриваемая реклама является юмористической в рамках требований рекламного законодательства.»

 

- обращение потребителя рекламы по поводу аудиорекламы БАД для мужчин, распространяемой в радиоэфире.

«Рассматриваемая реклама БАД транслировалась на радиоканале, эфир которого может быть доступен для прослушивания для всех без исключения категорий граждан, в том числе, и несовершеннолетних, которые при определённых обстоятельствах могут услышать данную рекламную информацию.

 

В связи с этим Нижегородское УФАС России рекомендовало радиостанции рассмотреть вопрос о возможности изменения времени распространения рекламы БАД с учетом потенциального несовершеннолетнего слушателя.

 

- обращение потребителя рекламы по поводу рекламного анимационного ролика, в котором использовался образ мужчины, пьющего воду из лужи и превращающегося в козленка, что, по мнению заявителя, создает оскорбительный образ в отношении мужского пола;

 

 

 

Реклама признана соответствующей требованиям рекламного законодательства, поскольку данный образ отсылает к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» с ее посылом «не пей из копытца – козленочком станешь» и не относится к оценке личности».

 

- обращение потребителя рекламы относительно рекламы ритуальных услуг с предоставлением скидки медицинским работникам, размещенной на бортах общественного транспорта в период распространения коронавирусной инфекции, что, по мнению заявителя, является циничным и противоречит нормам морали;

 

Установлено, что данная реклама размещена в целях привлечения внимания к оказываемым услугам, рекламодателем сделан сделан акцент на скидках для наиболее уязвимой категории граждан во время распространения коронавируса, ….

 

Форма констатации факта о скидках для определенных категорий лиц не несет негативного отношения».

 

Нижегородское УФАС России отмечает, что в большинстве случаев, эксперты не единогласны в своих решениях и Экспертные заключения содержат особые мнения отдельных экспертов. В таких случаях, полагаем, что Экспертные заключения могут носить неоднозначный характер.

Так, например, рассматривая обращение физических лиц по поводу рекламных плакатов мужского спа салона, размещаемых в лифтах многоквартирных домов города Нижнего Новгорода: с изображением 2-х девушек, стоящих в купальниках вполоборота к зрителю.

Эксперты большинством голосов ответили, что данная реклама не противоречит требованиям рекламного законодательства.

При этом от отдельных экспертов поступили особые мнения о том, что подобная реклама воспринимается, как завуалированная реклама. Эксплуатация женских образов в сочетании с двусмысленным текстом смещают акценты с позиционируемой легальной услуги на предположения и домыслы о возможности получения иных услуг.

В связи с этим Нижегородским УФАС России принято решение о проведении заочного голосования среди членов Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области.

Большинством голосов эксперты высказались, что рассматриваемая реклама является завуалированной рекламой товаров, производство и реализация которых запрещена законодательством РФ.

Поскольку главной идеей, которую преследует саморегулирование, - это переложить надзорные и контрольные функции за деятельностью субъектов конкретной отрасли с государства на непосредственных участников рынка, не исключена возможность, что заключения в большей степени направлены на защиту интересов бизнеса.

Вместе с тем эффективное функционирование органов саморегулирования рекламы в большинстве случаев позволяет снимать социальную напряженность в обществе в отношении рекламы, повышает эстетическое и этическое содержание рекламы, повышает доверие потребителей к рекламе и в конечном итоге приводит к формированию цивилизованного рынка рекламы, учитывающего интересы всех его участников.

Наверх