Пост-релиз "В режиме диалога с гражданским обществом" по результатам Вторых публичных обсуждений результатов правоприменительной практики Нижегородского УФАС России

29 сентября 2017, 21:08
 

В режиме диалога с гражданским обществом

 

Вторые публичные обсуждения результатов своей правоприменительной практики провел антимонопольный орган 28 сентября 2017.

Анонсированные темы - «Контроль рекламы на рынке финансовых услуг. Обзор жалоб граждан на действия финансовых организаций», «Практика осуществления антимонопольного контроля в сфере ЖКХ», «Практика антимонопольных органов в сфере закупок. Динамика нарушений» - собрали на площадке Торгово-промышленной палаты Нижегородской области около 300 заинтересованных участников.

Территориальный антимонопольный орган работает для конкуренции, а значит, для рынка и для конечного потребителя, напомнил его руководитель Михаил Теодорович:

- Наши усилия направлены на расширение возможностей для бизнеса, но при этом Нижегородское УФАС России – малочисленная организация, в которой служат всего 50 с небольшим человек. Мы хотим, чтобы как можно больше людей знали о новых возможностях - тех окнах, которые открываются, - представил цель новой встречи в формате публичных обсуждений руководитель антимонопольного органа. - Главные участники - хозяйствующие субъекты и граждане, которые кормят семьи и строят свою жизнь. Рассказать им о накопленных результатах своей правоприменительной практики, а также напитаться от них идеями для будущей работы - такую цель ставим мы.

В продолжение длительного периода в Нижегородской области сформировались практики в деятельности исполнительной власти региона в сфере закупок, которые признаны антимонопольным органом негативными, частично опровергнуты судами, но реализация ряда из них продолжается, отметил Михаил Теодорович.

К числу наиболее значимых относится наделение ГП «Нижегородская областная фармация» полномочиями единственного поставщика лекарственных средств для областных и местных нужд. Обеспечивая хозсубъекту преимущества, это приводит к необоснованной концентрации товарного рынка и завышению цены для конечного покупателя. Действующая на территории региональная схему осуществления закупок услуг по обеспечению лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения государственных бюджетных учреждений здравоохранения создает барьеры доступа для поставщиков.

Высоко проблемными являются проекты в сфере организации сбора ТКО, давшие предмет рабочей дискуссии антимонопольного органа и правительства региона.

Отличительной особенностью Вторых публичных обсуждений стало выстраивание диалога в виде панельных дискуссий. Контроль рекламы на рынке финансовых услуг и обзор жалоб граждан на действия финансовых организаций стали темой первой "панели".

Каждое четвертое дело, рассматриваемое антимонопольным органом по признакам нарушения Закона о рекламе, возбуждено по факту распространения рекламы финансовых услуг.

И если в минувшем году по фактам распространения рекламы финансовых услуг возбуждено 19 дел, то только за девять месяцев года нынешнего их количество уже составило 24, конкретизировала Наталия Шумилова, заместитель начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции Нижегородского УФАС России. В 2017 году по признакам нарушения требований части 2 и части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» Управлением возбуждено 20 дел, из них 18 - в отношении кредитных организаций, одно - в отношении микрофинансовой организации, еще одно дело - в отношении микрокредитной компании. По фактам распространения ненадлежащей рекламы финансовых услуг Управлением возбуждено 16 административных производств, причем по 12 делам вынесены постановления о назначении административного наказания. Общая сумма наложенных за этот период времени штрафов превысила 2, 6 млн. рублей.

Полномочия антимонопольного органа по контролю сферы ЖКХ , которые распространяются на пресечение монополистической деятельности в соответствии со статьями 10 и 11 Федерального закона «О защите конкуренции», проанализировала Ирина Кошелева, начальник отдела контроля естественных монополий.

В первом полугодии 2017 года ее отделом рассмотрено 90 обращений. Выдано три предупреждения, возбуждено 11 дел, а также установлено пять случаев злоупотребления доминирующим положением субъектов естественных монополий. По факту нарушения порядка подключения сумма наложенных штрафов за этот период времени составила 1,4 млн. рублей.

Каковы типовые нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в сфере ЖКХ?

- Это отступления от порядка ограничения поставки ресурсов, к примеру, ненадлежащее извещение, несоблюдение сроков направления документов, введение полного ограничения на социально-значимые объекты. Допускаются нарушения порядка проведения проверок приборов учета: не извещение о проверке, участие в качестве свидетелей заинтересованных лиц, необоснованные выводы о наличии нарушений, - перечислила Ирина Кошелева. – Нарушается  установленный порядок ценообразования - осуществление взаиморасчетов в отсутствие утвержденного тарифа, применение «неправильного» тарифа, включение в состав платы дополнительных, непредусмотренных законодательством, услуг. А также нарушение сроков для отмены режима ограничения энергоснабжения.

Анализом отступлений от допускаемых в сфере водоснабжения и водоотведениязаконодательных норм дополнила тему антимонопольного регулирования сферы ЖКХ Наталья Патокина, начальник отдела антимонопольного контроля и борьбы с картелями Нижегородского УФАС России. Негативные практики в этих сферах, а также касающиеся двухставочной тарификации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения проблемные вопросы приводят к неприемлемо высокой стоимости содержания системы холодного водоснабжения, водоотведения для субъектов малого и среднего предпринимательства, утверждает она.  Это ограничивает предпринимательскую инициативу и конкурентоспособность бизнеса, действующего на территории региона.

Практику антимонопольных органов в сфере закупок представила Светлана Кирьякова, начальник профильного отдела Нижегородского УФАС России. Из 358 закупок, в отношении которых антимонопольный орган осуществил проверки во втором квартале этого года, 103 были произведены с отступлениями от норм закона. В частности, искажается порядок осуществления закупок, предоставляется недостоверная информация о размещении заказа, не соблюдаются условия государственного или муниципального контракта…

Представители государственных органов и подконтрольных лиц, общественных объединений и хозяйствующих субъектов, банкиры и студенты, а также граждане с активной гражданской позицией, сталкивающиеся с нарушением прав, так или иначе контролируемых антимонопольным законодательством, задали дискутантам – представителям антимонопольного органа - свыше полутора десятка вопросов.

А если кто-то не смог успеть задать свой вопрос, возможность для этого еще представится.

Впереди Третьи публичные обсуждения результатов правоприменительной практики антимонопольного органа. В соответствии с утвержденным планом Нижегородское УФАС России проведет их 21 декабря 2017.

P.S.

Видеозапись Вторых публичных обсуждений  доступна на странице Нижегородского УФАС России на портале ютюб https://youtu.be/SoswmyBLRj0 , ответы на заданные вопросы, доклады и презентации на официальном сайте Управления в разделе «Главное» → «Публичные обсуждения»

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Наверх