Антимонопольный контроль в сфере ценообразования на естественно монопольные услуги
ДОКЛАД К ПУБЛИЧНЫМ СЛУШАНИЯМ
НИЖЕГОРОДСКОГО УФАС РОССИИ
(15 марта 2018 года с 11-00 до 14-00)
Антимонопольный контроль в сфере ценообразования на естественно монопольные услуги
Докладчик: Кошелева Ирина Александровна,
начальник отдела контроля естественных монополий Нижегородского УФАС России.
В условиях современной экономики цены на товары (работы, услуги) устанавливаются организациями самостоятельно. Между тем наиболее значимые для страны сферы по-прежнему подлежат государственному регулированию, в том числе путем определения уровня цен (тарифов).
В частности, цены устанавливаются в сферах железнодорожных перевозок, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, обращения с ТКО, и т.д.
В настоящее время полномочиями по определению цен (тарифов) обладает Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на установление тарифов.
Проверка обоснованности тарифных решений, принимаемых в субъектах Российской Федерации, может быть проведена Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации; территориальные управления антимонопольного органа такими полномочиями не обладают.
Контроль за правильностью применения организациями установленных для них тарифов осуществляют в рамках своих компетенций органы исполнительной власти, уполномоченные на установление тарифов, а также антимонопольные органы.
Полномочия органов государственной власти в сфере контроля за ценообразованием
Часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», в числе прочего запрещает доминирующим организациям нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования. За нарушение данного запрета статьей 14.31 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде административных штрафов.
В ситуациях, когда неправильное применение тарифов допускается организациями при осуществлении технологического присоединения (подключения) к электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, субъекты естественных монополий привлекаются к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ.
Помимо прочего, статьей 14.6 КоАП РФ также предусматривается ответственность за нарушение установленного порядка ценообразования. Полномочиями по привлечению к административной ответственности по статье 14.6 КоАП РФ обладают органы исполнительной власти, уполномоченные на установление тарифов (на территории Нижегородской области – РСТ Нижегородской области).
Регулирование тарифообразования в Российской Федерации
Необходимо отметить, что указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 №618 утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы, которым, в числе прочего, предусмотрено закрепление прав совета потребителей по осуществлению общественного контроля на федеральному уровне и уровне субъектов Российской Федерации за деятельностью субъектов естественных монополий, компаний с государственным участием и регулируемых организаций при принятии решений по тарифам, а также при утверждении инвестиционных программ и контроля за их исполнением.
Также Национальным планом развития конкуренции предусмотрено поэтапное прекращение государственного тарифного регулирования в конкурентных сферах деятельности на основе анализа последствий прекращений указанного регулирования в отношении отдельных субъектов естественных монополий.
Практика Нижегородского УФАС России в сфере контроля за ценообразованием на естественно-монопольные услуги
Вопрос о правильности применения установленных тарифов имеет повышенный интерес, что также подтверждается данными Нижегородского УФАС России. В частности, в 2016 году каждая 5 жалоба на доминирующие организации касалась вопросов соблюдения установленного порядка ценообразования, в 2017 году – каждая 10 жалоба.
Ниже приведена статистика рассмотрения Нижегородским УФАС России в 2016-2017 годах жалоб на нарушение организациями установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, которые рассматривались на соответствие части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
№ п/п |
Наименование показателя |
2016 год |
2017 год |
1 |
Количество поступивших заявлений |
117 |
49 |
2 |
Возбуждено дел о нарушении антимонопольного законодательства |
4 |
12 |
3 |
Количество установленных нарушений |
2 |
3 |
Типовыми нарушениями установленного порядка ценообразования со стороны доминирующих хозяйствующих субъектов (нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции») являются:
- осуществление регулируемой деятельности в отсутствии установленных тарифов;
- применение тарифов, установленных для других организаций либо на иные услуги;
- предъявление к оплате в дополнение к установленной цене расходов, которые были отклонены регулирующим органом при установлении тарифов.
При технологическом присоединении (подключении) к электрическим сетям и сетям газораспределения типовыми нарушениями являются:
- отказ от применения установленных тарифов и применение собственных цен;
- навязывание дополнительных платных услуг, не предусмотренных действующим законодательством, которые необоснованно увеличивают стоимость подключения;
- применение другого (более высокого) тарифа.