Доклад "Антимонопольный контроль в сфере ценообразования на естественно монопольные услуги"
01 марта 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

Антимонопольный контроль в сфере ценообразования на естественно монопольные услуги

ДОКЛАД К ПУБЛИЧНЫМ СЛУШАНИЯМ

НИЖЕГОРОДСКОГО УФАС РОССИИ

 

(15 марта 2018 года с 11-00 до 14-00)

 

Антимонопольный контроль в сфере ценообразования на естественно монопольные услуги

 

Докладчик: Кошелева Ирина Александровна,

начальник отдела контроля естественных монополий Нижегородского УФАС России.

 

 

В условиях современной экономики цены на товары (работы, услуги) устанавливаются организациями самостоятельно. Между тем наиболее значимые для страны сферы по-прежнему подлежат государственному регулированию, в том числе путем определения уровня цен (тарифов).

В частности, цены устанавливаются в сферах железнодорожных перевозок, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, обращения с ТКО, и т.д.

В настоящее время полномочиями по определению цен (тарифов) обладает Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на установление тарифов.

Проверка обоснованности тарифных решений, принимаемых в субъектах Российской Федерации, может быть проведена Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации; территориальные управления антимонопольного органа такими полномочиями не обладают.

Контроль за правильностью применения организациями установленных для них тарифов осуществляют в рамках своих компетенций органы исполнительной власти, уполномоченные на установление тарифов, а также антимонопольные органы.

 

Полномочия органов государственной власти в сфере контроля за ценообразованием

Часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», в числе прочего запрещает доминирующим организациям нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования. За нарушение данного запрета статьей 14.31 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде административных штрафов.

В ситуациях, когда неправильное применение тарифов допускается организациями при осуществлении технологического присоединения (подключения) к электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, субъекты естественных монополий привлекаются к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ.

Помимо прочего, статьей 14.6 КоАП РФ также предусматривается ответственность за нарушение установленного порядка ценообразования. Полномочиями по привлечению к административной ответственности по статье 14.6 КоАП РФ обладают органы исполнительной власти, уполномоченные на установление тарифов (на территории Нижегородской области – РСТ Нижегородской области).

 

Регулирование тарифообразования в Российской Федерации

Необходимо отметить, что указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 №618 утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы, которым, в числе прочего, предусмотрено закрепление прав совета потребителей по осуществлению общественного контроля на федеральному уровне и уровне субъектов Российской Федерации за деятельностью субъектов естественных монополий, компаний с государственным участием и регулируемых организаций при принятии решений по тарифам, а также при утверждении инвестиционных программ и контроля за их исполнением.

Также Национальным планом развития конкуренции предусмотрено поэтапное прекращение государственного тарифного регулирования в конкурентных сферах деятельности на основе анализа последствий прекращений указанного регулирования в отношении отдельных субъектов естественных монополий.

 

Практика Нижегородского УФАС России в сфере контроля за ценообразованием на естественно-монопольные услуги

Вопрос о правильности применения установленных тарифов имеет повышенный интерес, что также подтверждается данными Нижегородского УФАС России. В частности, в 2016 году каждая 5 жалоба на доминирующие организации касалась вопросов соблюдения установленного порядка ценообразования, в 2017 году – каждая 10 жалоба.

Ниже приведена статистика рассмотрения Нижегородским УФАС России в 2016-2017 годах жалоб на нарушение организациями установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, которые рассматривались на соответствие части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

 

№ п/п 

Наименование показателя

2016 год

2017 год

1

Количество поступивших заявлений

117

49

2

Возбуждено дел о нарушении антимонопольного законодательства

4

12

3

Количество установленных нарушений

2

3

 

Типовыми нарушениями установленного порядка ценообразования со стороны доминирующих хозяйствующих субъектов (нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции») являются:

- осуществление регулируемой деятельности в отсутствии установленных тарифов;

- применение тарифов, установленных для других организаций либо на иные услуги;

- предъявление к оплате в дополнение к установленной цене расходов, которые были отклонены регулирующим органом при установлении тарифов.

 

При технологическом присоединении (подключении) к электрическим сетям и сетям газораспределения типовыми нарушениями являются:

- отказ от применения установленных тарифов и применение собственных цен;

- навязывание дополнительных платных услуг, не предусмотренных действующим законодательством, которые необоснованно увеличивают стоимость подключения;

- применение другого (более высокого) тарифа.

 

Наверх