О развитии механизмов антиконкурентного комплаенса во исполнение Указа Президента №618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции"
23 апреля 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

О развитии механизмов антиконкурентного комплаенса во исполнение Указа Президента №618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции"

ФАС России подвела промежуточные итоги реализации мероприятий Национального плана развития конкуренции и поручений, данных по итогам Госсовета по развитию конкуренции от 5 апреля 2018 года

В рамках реализации Национального плана по развитию конкуренции1 удалось добиться присутствия практически во всех отраслях экономики 2 минимум трех хозсубъектов, не менее один из которых относится к частному бизнесу.

По итогам 2018 года количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления сократилось на 14% до 3192 нарушений по сравнению с данными за 2017 год.

По предварительным данным Минфина России доля контрактов в стоимостном выражении, заключенных в рамках 44-ФЗ с субъектами малого бизнеса и социально ориентированными НКО в 2018 году составила 29,7% (при целевом показателе к 2020 году - 31%), что соответствует 2 трлн рублей. В прошлом году эта цифра составляла 974,5 млрд рублей - 15,4%.

Доля закупок в стоимостном выражении в рамках 223-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства составила 2 трлн рублей или 12% (при целевом показателе к 2020 году – 18%) - 2 трлн рублей.

В соответствии с мероприятиями Национального плана утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах3, правила недискриминационного доступа на товарный рынок услуг общедоступной почтовой связи4, вступили в силу поправки в 223-ФЗ, установившие исчерпывающий перечень способов закупок услуг у субъектов МСП, а также формат проведения закупки и требования к описанию закупаемых объектов.

Распоряжением Правительства Российской Федерации5 утверждены Методические рекомендации по созданию и организации госорганами системы антимонопольного комплаенса. На сегодняшний день систему предупреждения рисков нарушения антимонопольного законодательства внедрили в свое работе 14 федеральных органов исполнительной власти.

Приказом Минтруда России утвержден профессиональный стандарт «Специалист в сфере конкурентного права», а в номенклатуру научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, Приказом Минобрнауки России включена специальность «конкурентное право».

На рассмотрении в Правительстве находятся законопроекты о реформировании естественных монополий, об основах государственного регулирования цен (тарифов), о принудительном лицензировании и антимонопольном комплаенсе. Подготовлен и прошел первое чтение в Государственной Думе законопроект о реорганизации унитарных предприятий.

В рамках исполнения перечня поручений, данных по итогам Госсовета6 всеми субъектами Российской Федерации разработаны и согласованы с ФАС России ключевые показатели развития конкуренции в отраслях региональной экономики, достижение которых планируется к 2022 году.

Ведется разработка «дорожных карт» по содействию развитию конкуренции, включающих системные мероприятия, нацеленные на совершенствование конкурентной среды в регионе, а также мероприятия по достижению установленных регионом ключевых

Необходимо отметить, что в целях реализации вышеуказанных задач ФАС России была разработана методика7 расчета ключевых показателей.

Региональными органами исполнительной власти также завершается работа по внедрению системы антимонопольного комплаенса. Они в разной степени готовности, по итогам года служба оценит субъекты РФ, насколько эффективно ими проведена эта работа.

Нижегородское УФАС продолжает деятельность по расширению мер превентивного контроля. Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в последние годы проводит в первую очередь профилактическую работу и предупреждает нарушения, а не карает за них.

Так 16.04.2019 в Нижегородском кремле на площадке министерства экономического развития и инвестиций Нижегородской области прошло заседание рабочей группы по контрольно-надзорной деятельности, в котором приняли участие руководитель Нижегородского УФАС России и Светлана Кирьякова, врио заместителя руководителя.

По предложению руководителя территориального антимонопольного органа в обсуждение рабочей группы были включены вопросы внедрения антимонопольного комплаенса в органах государственной власти и МСУ.

Решено министерству экономического развития и инвестиций Нижегородской области с участием территориального антимонопольного органа организовать обучающие мероприятия по внедрению органами исполнительной власти и органами МСУ антимонопольного комплаенса.

Органам исполнительной власти региона, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля, рекомендовано организовать работу по разработке и реализации мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.

Справка

1 Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» утвержден Национальный план развития конкуренции на 2018-2020 годы.

2 За исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса.

3 Постановление Правительства РФ от 20.10.2017 № 1285.

4 Постановление Правительства РФ от 22.12.2018 № 1640.

5 Распоряжение Правительства РФ от 18.10.2018 № 2258-р.

6 Перечень поручений Президента Российской Федерации от 15.05.2018 № Пр-817ГС по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 5 апреля 2018 года.

7 Приказ ФАС России от 29.08.2018 № 1232/18.

Наверх