I. Антимонопольный контроль на товарных рынках.
В 2021 году Нижегородским УФАС России рассмотрено 610 обращений на предмет нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
При этом только за 1 полугодие 2022 года Нижегородским УФАС России рассмотрено 569 обращений на предмет нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В период с 2021 года по 2022 год Управлением возбуждено и рассмотрено 11 дел о нарушении антимонопольного законодательства.
Примеры возбужденных дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства
1. Решением комиссии Нижегородского УФАС России от 15.12.2021 по делу № 052/01/10-648/2021 признан факт нарушения ООО «Щербинки» пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», которое выразилось в самостоятельном изменении времени отправления автобусов, принадлежащих ООО «АТП» и выполняющих рейс по маршруту № 3178 «АВ «Щербинки» г. Нижний Новгород – АВ г. Казань на ЖДВ «Восстание».
В соответствии с положениями Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортном в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменения в расписание отправления межрегионального маршрута регулярных перевозок могут только уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
2. В 2021 году рамках осуществления контроля на рынках реализации продовольственных товаров на территории Нижегородской области Нижегородским УФАС России рассмотрено два дела №052/01/11-2827/2021 и №052/01/11-2737/2021 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Сладкая жизнь плюс» и ООО «СПАР Миддл Волга» соответственно по части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции».
Как установило Нижегородское УФАС России, ООО «Сладкая жизнь плюс» контролирует условия поставки товаров, а также розничные цены на них в магазинах «Авокадо», а ООО «СПАР Миддл Волга» - в магазинах «Малинка». При этом магазины являются самостоятельными субъектами предпринимательской деятельности.
Общества без надлежащего оформления правоотношений и организации торговой сети координировали экономическую деятельность самостоятельных хозяйствующих субъектов. У продовольственных магазинов, заключивших договоры с ООО «СПАР Миддл Волга», был ограничен выбор поставщиков, а также установлены фиксированные цены на продукты, в том числе на социально значимые, что исключало возможность их продажи по более низким ценам. Магазины, заключившие договоры с ООО «Сладкая жизнь плюс», также ограничены в установлении цен на продукты. В июне 2022 года Нижегородским УФАС России приняты решения по указанным дела, согласно которым ООО «Сладкая жизнь плюс» и ООО «СПАР Миддл Волга».
3. 01.12.2021 Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области возбудило дело в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» и ООО «ГАЗПРОМНЕФТЬ-Региональные продажи» по признакам нарушения Федерального закона «О защите конкуренции».
Поводом к возбуждению дела послужила выявленная Нижегородским УФАС России динамика изменения розничных цен на автомобильные бензины марок АИ-92 и АИ-95 крупнейших хозяйствующих субъектов на территории Нижегородской области, Управлением установлено коллективное доминирование указанных обществ на обозначенном товарном рынке.
По результатам анализа сведений, представленных хозяйствующими субъектами, установлено, что ценовая ситуация в розничном сегменте рынка нефтепродуктов не отражает тенденцию, сложившуюся на оптовом рынке. Указанное обстоятельство может свидетельствовать о необоснованном установлении розничных цен ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» и ООО «ГАЗПРОМНЕФТЬ-Региональные продажи» на автомобильные бензины марок АИ-92 и АИ-95, наблюдаемом в Нижегородской области в период с 07.10.2021 по 25.11.2021, при снижении оптовых цен на нефтепродукты, а, следовательно, получение дохода сверх уровня, необходимого для обеспечения производства и реализации данного товара.
По итогам рассмотрения дела 09.09.2022 Нижегородским УФАС России принято решение, согласно которому ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» признано нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
II. Проблемные вопросы, возникающие при подключении к сетям инженерной инфраструктуры объектов капитального строительства: злоупотребления со стороны субъектов естественных монополий.
В 1 полугодии 2022 года по результатам рассмотрения обращений Управлением рассмотрено более 300 административных дел по статье 9.21 КоАП РФ.
- Управлением проведена большая работа по выявлению нарушений требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, улучшено качество жизни населения, а также улучшено ведение хозяйственной деятельности коммерческих организаций на территории Нижегородской области.
Основным выявляемым нарушением при рассмотрении обращений является нарушение электросетевой организацией сроков технологического присоединения жилых объектов к электрическим сетям, что приводит непосредственно к нарушению законных прав и интересов граждан. Согласно складывающейся практике в антимонопольном органе электросетевая организация осуществляет технологическое присоединение большинства объектов непосредственно в рамках рассмотрения дела.
2. По вопросу технологического присоединения к сетям газораспределения можно констатировать следующее.
За истекший период 2022 года в отношении ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» поступило более 70 заявлений (85 обращений за 2021 год) о нарушении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 № 1547. Возбуждено 20 дел об административных правонарушениях по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Вынесено 11 (14 в 2021 году) постановлений о наложении штрафа на общую сумму 4 500,00 тыс. руб. (7200,00 тыс.руб. за 2021 год).
Вопрос «газификации» также является социально-значимым, который затрагивает прежде всего интересы владельцев частных домовладений и имеет приоритет государственной политики Российской Федерации в части увеличения уровня доступности энергетических ресурсов для каждого гражданина.
Так, например, Управлением рассмотрены заявления в отношении ООО «Княгининский стройгаз» о нарушении Правил подключения.
Сети газораспределения на указанной территории находятся в собственности ПК «ТИЗ Новое Покровское» и переданы по договору аренды в законное владение ООО «Княгининский стройгаз» для осуществления технологического присоединения. Таким образом, ООО «Княгининский стройгаз» является Исполнителем по договору о подключении, в понятии Правил № 1547, а ТИЗ «Новое Поктовское» - основным абонентом (основной абонент - юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения и (или) газопотребления (п.2 Правил № 1547).
Между ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» и ООО «Княгининский стройгаз» заключен договор на оказание услуг по транспортировке газа населения в транзитном потоке.
При этом выдача технических условий, договоров о подключении на технологическое присоединение осуществляется только для членов кооператива ПК «ТИЗ Новое Покровское.
Другие жители, жилые дома которых расположены в непосредственной близости к территории ПК «ТИЗ Новое Покровское», лишены возможности подключения, так как не являются членами кооператива.
При этом техническая возможность подключения имеется в ПК «ТИЗ Новое Покровское», которое не является газораспределительной организацией, а является основным абонентом – собственником сетей.
В свою очередь, ПК «ТИЗ Новое Покровское» отказывает газораспределительной организации ООО «Княгининский стройгаз в выдаче разрешения (согласия) на подключение, в связи с тем, что жители не являются членами кооператива (изначально по Правилам № 1314 сами жители обращались в ТИЗ «Новое Покровское», как к основном абоненту, за согласованием (разрешением) к подключению и получали отказ, а ООО «Княгининский стройгаз» в свою очередь, отказывал им в заключении договора о подключении, по причине неполного пакета документов).
В общей сложности в отношении ООО «Княгининский стройгаз» рассмотрено 7 дел об административных правонарушениях по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Вынесено 6 постановлений о наложении штрафа на общую сумму 500,00 тыс. руб.