Контроль за соблюдением рекламного законодательства. Практика 2023 года.
06 июля 2023, 19:00
Тип документа:
Доклады

Федеральный закон «О рекламе» регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг Российской Федерации, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг.

Целями закона являются защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, а также посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали.

За 6 месяцев 2023 года Управлением рассмотрено 111 обращений о несоответствии рекламы требованиям закона.

По результатам рассмотрения обращений возбуждено 19 дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, по остальным обращениям Управлением вынесены Решения об отказе в возбуждении дел по признакам нарушения рекламного законодательства, в связи с неподтверждением в ходе рассмотрения обращений изложенных фактов.

Дела по признакам нарушения рекламного законодательства возбуждаются антимонопольным органом по заявлениям либо по инициативе антимонопольного органа.

За 1 полугодие 2023 года рассмотрено 35 дел, по результатам рассмотрения которых вынесено 28 решений о признании рекламы ненадлежащей, выдано 12 предписаний о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

В случае признания рекламы ненадлежащей, к нарушителям применяются меры административного наказания и административного воздействия.

Так, в первом полугодии 2023 года вынесено 16 постановлений о наложении штрафа на сумму 944 000 рублей.

Основными нарушениями рекламного законодательства остаются нарушения в сфере рекламы, направляемой по сетям электросвязи, и рекламы финансовых услуг.

Законодательное регулирование финансовой деятельности осуществляется в соответствии со статьей 28 Закона о рекламе, которая определяет специальные требования и ограничения к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности.

Наиболее частым нарушением при рекламировании финансовых услуг является отсутствие наименования организации, оказывающей финансовые услуги.

Согласно части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность.

Указание надлежащих реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения права потребителей на получение информации об организации.

В том случае, когда хозяйствующий субъект имеет право осуществлять финансовую деятельность, отсутствие в рекламе сведений, предусмотренных частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», носит явно формальный состав правонарушения.

К сожалению, существуют хозяйствующие субъекты, которые незаконно осуществляют деятельность в качестве ломбардов, позиционируя себя в рекламе как легальные участники рынка финансовых услуг, вводя потребителей в заблуждение.

Зачастую под видом лица, оказывающим финансовые услуги, в том числе предоставления займов, выдачу денег под залог, выступают индивидуальные предприниматели, которые по определению не имеют право осуществлять деятельность ломбарда, то есть не являются юридическими лицами и не внесены в государственный реестр ломбардов, соответственно не могут рекламировать услуги по предоставлению краткосрочных займов гражданам под залог имущества.

 В октябре 2022 года в городе Нижнем Новгороде Индивидуальным предпринимателем распространялась реклама следующего содержания: «Победа комиссионный магазин»; - «Принимаем технику дорого. Даём до 90% от стоимости новой техники. Победа комиссионный магазин 8 800 550-75-05»; - «Ломбард»; - «Залог Покупка Продажа Золото Техника»; - «Даём денег больше всех за грамм * 585 пробы»; - «Залог Покупка Продажа Золото Техника Ломбард».

Индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность в комиссионном магазине, не состоял в реестре ломбардов, соответственно не мог осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

В связи с этим, реклама Индивидуального предпринимателя признана ненадлежащей, противоречащей требованиям пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7, частей 1, 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Ежегодно в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступает большое количество жалоб на назойливые рекламные звонки и смс-сообщения.

В соответствии с частью 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования факсимильной, подвижной, радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

Жители жалуются на то, что рекламораспространители атакуют их непрошеными предложениями оформления займов, кредитов, покупки каких-либо товаров или оказания услуг. Прекратить поток рекламного спама помогает антимонопольная служба.

Однако есть случаи, когда вмешательство антимонопольного ведомства невозможно. Речь идет об осознанной или неосознанной даче согласия абонентов на получение рекламной рассылки.

Подписывая те или иные документы, необходимо внимательно их читать. Бывает так, что, подписывая согласие на обработку своих персональных данных, абонент «прицепом соглашается» и на получение информации, в том числе рекламного характера, по телефону или на электронную почту. Бывают случаи, когда люди просто «забывают», что где-то когда – то поставили «галочку» согласия.

В этих случаях прекратить распространение рекламы может сам абонент. Для этого нужно написать заявление в организацию, распространяющую рекламу по телефону, об отзыве согласия на ее получение.

Если навязчивая реклама после этого не прекратится, тогда можно обращаться в антимонопольную службу.

Наверх