Контроль за соблюдением рекламного законодательства. Практика 2022 года.
07 сентября 2022, 12:00
Тип документа:
Доклады

Федеральный закон от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг (далее - товары) Российской Федерации, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг.

Целями Федерального закона являются защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, а также посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали.

За 6 месяцев 2022 года Нижегородским УФАС России рассмотрено 161 заявление о несоответствии рекламы требованиям законодательства о рекламе.

В результате проделанной работы возбуждено 28 дел по фактам нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе.

В указанный период вынесено 26 решений, в соответствии с которыми реклама признана ненадлежащей, 15 предписаний о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

В зависимости от характера нарушения и его негативных последствий для конкуренции, потребителей и общества в целом антимонопольные органы применяют к нарушителям меры административного наказания и административного воздействия.

Так, в первом полугодии 2022 года вынесено 24 постановления, из них 6 постановлений о наложении штрафа на сумму 502 000 рублей и 18 постановлений, по которым в виде административного наказания назначено предупреждение.

Основными нарушениями рекламного законодательства остаются нарушения в сфере рекламы, направляемой по сетям электросвязи, и рекламы финансовых услуг.

В рамках правового регулирования в сфере защиты и поддержки конкуренции и антимонопольного контроля ведомством осуществлен надзор за деятельностью финансовых организаций.

Понятие финансовой услуги приведено в пункте 2 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции». Согласно данной норме под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Реклама финансовой деятельности должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе, так и положениям статьи 28 ФЗ «О рекламе», устанавливающей специальные требования к рекламе финансовых услуг.

Количество дел по нарушению рекламного законодательства при рекламировании финансовых услуг не сокращается.

В связи с этим контроль рекламы в сфере финансовых услуг остается одним из важных направлений антимонопольного органа, в виду того, что зачастую на финансовом рынке участвуют и нелегальные его участники.

Нелегальные участники рынка, как правило, пытаются заработать на социально незащищенных слоях населения, обладающих низкой финансовой грамотностью.

Деятельность нелегальных субъектов построена на обмане потребителей финансовых услуг, в том числе за счет рекламы.

В соответствии с требованиями ФЗ «О рекламе» реклама должна содержать наименование лица, оказывающего услуги (ч.1 статьи 28).

Реклама не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений) либо умалчивать об иных условиях, влияющих на сумму доходов/расходов (ч.2 статьи 28).

Если реклама кредита / займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа) (ч.3 статьи 28).

Реклама услуг по предоставлению потребительского кредита (займа) лицами, не имеющими лицензию Банка России (не включенными в государственный реестр), не допускается, (ч.13, статьи 28).

Не допускается реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг лицами, не имеющими лицензии / разрешения Банка России либо не включенными в государственный реестр (ч.14 статьи 28).

Основные направления деятельности:

  1. Выдача займов (кредитов) населению индивидуальными предпринимателями и организациями (микрофинансовыми организациями, микрокредитными компаниями, ломбардами), не включенными в реестр Банка России (с данным реестром можно ознакомиться на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации www.cbr.ru в разделе Информация по кредитным организациям → Справочник по кредитным организациям либо Информационно-аналитические материалы → Банковский сектор → Полный список кредитных организаций).
  2. Привлечение займов у населения. Например, потребительскими и кредитными потребительскими кооперативами, не включенными в реестр Банка России (с данным реестром можно ознакомиться на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации www.cbr.ru в разделе Финансовые рынки → Надзор за участниками → Микрофинансирование).
  3. Страхование. Например, если ОСАГО по тарифу ниже базового, то перед Вами страховая компания – мошенник. При приобретении у такой компании полиса ОСАГО и при наступлении страхового случая ДТП по Вашей вине, возмещение причиненных убытков будет осуществляться за Ваш счет. Чтобы не допустить подобных последствий, необходимо перед оформлением страховки проверить, имеет ли компания лицензию на ОСАГО. Сделать это можно на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации www.cbr.ru в разделе Финансовые рынки → Надзор за участниками → Субъекты страхового дела.
  4. Банковские услуги. Например, реклама, объявления, содержащие предложения о размещении вкладов, выпуске платежных карт, быстрой выдаче займов, кредитов населению.
  5. Финансовые пирамиды. Например, привлечение средств населения по сетевому принципу, не предполагающее поставку товара, а также обещанная доходность многократно превышающая рыночный уровень.

 

Например, в марте 2022 года в городе Нижнем Новгороде распространялась реклама займов пенсионерам, содержащая недостоверные сведения о юридическом лице, оказывающем финансовые услуги.

Информация о том, что такая наружная реклама размещена на фасаде одного из торговых центров города, поступила в территориальное управление от Волго-Вятского ГУ Банка России.

Реклама оказания финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности должна осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций.

Комиссия Нижегородского УФАС признала рекламу ООО «РП» ненадлежащей, противоречащей требованиям пункта 20 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 7, частей 13 и 14 статьи 28 Закона «О рекламе».

Кроме того, ООО «РП» включено в Список компаний с признаками нелегальной финансовой деятельности, который Банк России публикует для предупреждения граждан на своем сайте.

 

Реклама, распространяемая по сетям электросвязи без согласия абонентов, также является частой причиной для возбуждения дел. Зачастую нарушения в этой сфере совершаются банками и операторами связи.

В Нижегородское УФАС России поступило обращение физического лица по поводу рекламы, распространяемой оператором связи, без предварительного согласия абонента.

Согласно части 1 статьи 18 Закона «О рекламе» рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Несмотря на отказ заявителя на получение рекламы от ПАО «ВымпелКом», на телефонный номер заявителя трижды поступили рекламные смс-сообщения.

По результатам рассмотрения дела, Комиссия признала Общество нарушившим требования части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

Материалы дела переданы для возбуждения административного производства.

 

В конце 2021 года Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области признала ООО «Дневник.ру» нарушившим требования части 10 статьи 5 Закона «О рекламе».

Указанная норма запрещает распространение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, школьных дневниках, школьных тетрадях.

06.09.2022 Первый арбитражный апелляционный суд поддержал позицию Нижегородского УФАС.

 

Также в 2022 году Управлением рассмотрены дела в отношении трех организаций, рассылающих среди жителей города Нижнего Новгорода предложения по заключению договора на обслуживание газового оборудования в виде квитанций, тем самым вводя потребителей в заблуждение. Реклама в виде квитанций признана Управлением ненадлежащей, организации привлечены к административной ответственности.

 

Наверх