ДОКЛАД о работе Нижегородского УФАС России по направлению антимонопольного контроля за 1 полугодие 2023 года. Практика антимонопольного контроля и контроля соблюдения правил подключения (технологического присоединения)
06 июля 2023, 19:00
Тип документа:
Доклады

За первое полугодие 2023 года Нижегородским УФАС России рассмотрено 204 обращения на предмет нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Количество рассмотренных обращений:

Год

2021

2022

1 полугодие 2023

Количество обращений

610

744

204

 

В период с 2021 года по истекший период 2023 года Управлением возбуждено и рассмотрено 12 дел о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Примеры возбужденных дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства

1. Решением комиссии Нижегородского УФАС России от 30.12.2022 по делу № 052/01/10-930/2021 признан факт нарушения ООО «Щербинки» пунктов 3, 9 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», которое выразилось навязывания невыгодных условий договора на оказание услуг диспетчерского обслуживания, билетно-кассового и информационного обслуживания пассажиров и создания препятствий доступу на товарный рынок обществу с ограниченной ответственностью и индивидуальному предпринимателю.

Общество навязало невыгодные условия о выплачиваемом потребителем услуг автовокзала вознаграждения в размере 21% от суммы, полученной от реализации билетов на проезд пассажиров, вместо 20%.

2. В 2021 году рамках осуществления контроля на рынках реализации продовольственных товаров на территории Нижегородской области Нижегородским УФАС России рассмотрено два дела №052/01/11-2827/2021 и №052/01/11-2737/2021 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Сладкая жизнь плюс» и ООО «СПАР Миддл Волга» соответственно по части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Как установило Нижегородское УФАС России, ООО «Сладкая жизнь плюс» контролирует условия поставки товаров, а также розничные цены на них в магазинах «Авокадо», а ООО «СПАР Миддл Волга» - в магазинах «Малинка». При этом магазины являются самостоятельными субъектами предпринимательской деятельности.

Общества без надлежащего оформления правоотношений и организации торговой сети координировали экономическую деятельность самостоятельных хозяйствующих субъектов. У продовольственных магазинов, заключивших договоры с ООО «СПАР Миддл Волга», был ограничен выбор поставщиков, а также установлены фиксированные цены на продукты, в том числе на социально значимые, что исключало возможность их продажи по более низким ценам. Магазины, заключившие договоры с ООО «Сладкая жизнь плюс», также ограничены в установлении цен на продукты.

В июне 2022 года Нижегородским УФАС России приняты решения по указанным делам, согласно которым ООО «Сладкая жизнь плюс» и ООО «СПАР Миддл Волга» признаны нарушившими Закон о защите конкуренции (ч.5 ст. 11).

По данному факту в отношении ООО «Сладкая жизнь плюс» и ООО «СПАР Миддл Волга» возбуждены дела об административном правонарушении по части 5 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обществам назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 500 000 и 3 000 000 рублей соответственно.

Кроме того, должностные лица указанных обществ также признаны виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного части 5 статьи 14.32 КоАП РФ с применением меры ответственности в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Вместе с тем Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области предписала ООО «Сладкая жизнь плюс» и ООО «СПАР Миддл Волга»:

- прекратить совершение действий, направленных на координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, действующих на рынке розничной реализации товаров под торговым наименованием «Авокадо» и «Малинка» соответственно;

- совершить действия, направленные на приведение договоров информационно-консультационных услуг, заключенных с хозяйствующими субъектами, действующими на рынке розничной реализации товаров через объекты, на которых используется торговое наименование «Авокадо» и «Малинка» соответственно, в соответствие с требованиями действующего законодательства.

В 2023 году предписания исполнены.

3. В конце 2021 года при осуществлении контроля за ситуацией на рынке розничной реализации автомобильных бензинов на территории Нижегородской области в конце 2021 года Нижегородским УФАС России установлены признаки установления ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» на территории Нижегородской области монопольно высокой цены на автомобильные бензины марок АИ-92, АИ-95. По выявленным признакам нарушения антимонопольного законодательства Нижегородским УФАС России в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» возбуждено дело № 052/01/10-3723/2021.

Комиссия Нижегородского УФАС России пришла к выводу о том, что действия ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт», выразившиеся в установлении и поддержании монопольно высокой цены на реализуемые в розницу автомобильные бензины марок АИ-92-ЭКТО, АИ-95, АИ-95-ЭКТО на территории Нижегородской области в период с ноября по декабрь 2021 года, привели к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.

По итогам рассмотрения дела № 052/01/10-3723/2021 о нарушении антимонопольного законодательства 09.09.2022 принято решение о признании факта нарушения антимонопольного законодательства по признакам пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По данному факту в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 21.11.2022 обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 650 тысяч рублей.

Постановлением от 30.12.2022 должностное лицо ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 14.31 КоАП РФ с применением меры ответственности в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.

Указанные постановления исполнены в полном объеме.

Предписанием Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 09.09.2022 по делу № 052/01/10-3723/2021 о нарушении антимонопольного законодательства ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» предписано прекратить злоупотребление доминирующим положением и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции на рынке автомобильных бензинов марок АИ-92 и АИ95 в границах Нижегородской области, путём издания локального нормативного документа о торгово-сбытовой политике ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» или путём включения в действующие локальные документы ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» о порядке ценообразования положений, предусматривающих недопустимость установления розничных цен на автомобильные бензины марок АИ92-ЭКТО, АИ-95, АИ-95-ЭКТО на АЗС Нижегородской области, которые превышают сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и ущемляют интересы неопределенного круга потребителей.

Указанные положения должны:

1) не допускать повышения ранее установленной цены товара, если при этом расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара и при этом условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, остались неизменными;

2) предусматривать механизм снижения ранее установленной цены товара, если при этом расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились и при этом условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, обеспечивают такую возможность.

В 2023 году во исполнение Предписания Нижегородского УФАС России ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» принято Положение о ценообразовании и Ценовом комитете ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт».

Нижегородское УФАС России продолжает следить за ситуацией в сфере топливообеспечения на территории Нижегородской области.

В частности, Управлением обеспечивается проведение ежедневного и еженедельного мониторинга розничных, мелкооптовых и оптовых цен на моторное топливо.

При этом также на еженедельной основе проводится сравнительный анализ средних розничных цен на нефтепродукты со средними розничными ценами, установленными в других субъектах ПФО.

Управление участвует в работе Штаба ФАС России с окружными ТУ ФАС России о текущей ситуации на рынке нефтепродуктов, которые проводятся каждые 2 недели. В рамках работы штаба Управлением анализируется динамика изменения розничных цен на моторное топливо, установленных на территории Приволжского федерального округа.

Нижегородское УФАС России осуществляет деятельность по разработке возможных мер реагирования, в том числе со стороны органов исполнительной власти Нижегородской области.

В соответствии с поручением ФАС России Управлением сформирован Временный оперативный штаб Нижегородской области по мониторингу цен и принятию мер в сфере регулирования топливообеспечения, в состав которого, кроме Управления, входят Министерство экономического развития и инвестиций Нижегородской области и Министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области.

На заседания штаба приглашаются представители ВИНК, а именно представители обществ, осуществляющих розничную реализацию моторного топлива: ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт», ООО «Газпромнефть-региональные продажи», ООО «Татнефть-АЗС запад».

 

 

 

II. Практика контроля соблюдения правил подключения (технологического присоединения) в сфере электро-, газоснабжения. Реализация поручений Президента РФ по внедрению социально-ориентированной системы газификации и газоснабжения регионов (догазификация)

 

Электроснабжение

 Управлением проведена большая работа по выявлению нарушений требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, улучшено качество жизни населения, а также улучшено ведение хозяйственной деятельности коммерческих организаций на территории Нижегородской области.

За 1 полугодие 2023 года в Нижегородское УФАС России на действия сетевых организаций при осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям поступило 375 обращений.

За указанный период возбуждено 137 дел об административных правонарушениях, предусмотренных статей 9.21 КоАП РФ.

Всего рассмотрено 174 дела, из них:

- по 132 делам назначен штраф на общую сумму 52 400 000 рублей;

- по 3 делам штраф заменен на предупреждение;

- 39 дел прекращено.

Газоснабжение

Вопрос «газификации» также является социально-значимым, который затрагивает прежде всего интересы владельцев частных домовладений и имеет приоритет государственной политики Российской Федерации в части увеличения уровня доступности энергетических ресурсов для каждого гражданина.

В Послании Федеральному собранию от 21.04.2021 Президент Российской Федерации поручил осуществить догазификацию населенных пунктов Российской Федерации без привлечения денежных средств граждан.

В целях реализации Послания Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации распоряжением Правительства РФ от 30.04.2021 № 1152-р запланировано введение института «единого оператора газификации».

Распоряжением Правительства РФ от 20.07.2021 № 2000-р (далее - распоряжение) единым оператором газификации определено ООО «Газпром газификация» с перечнем федеральных территорий и субъектов Российской Федерации, в которых действует единый оператор газификации.

Согласно указанному перечню единый оператор газификации действует, в том числе, на территории Нижегородской области (распоряжение вступило в силу с 20.07.2021 и утратило силу с 15.12.2021, в связи с изданием распоряжения от 15.12.2021 № 3603р (прим. утвержден новый (расширенный) перечень федеральных территорий)).

Также, в соответствии с п. 8 поручения Президента Российской Федерации от 02 мая 2021 года Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, публичным акционерным обществом «Газпром» и иными газораспределительными организациями обеспечить до 2023 года в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения подводку газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов, в случае наличия соответствующей заявки, определив критерии и условия такого подключения (технологического присоединения).

Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 № 1547 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения. Указанные правила вступили в силу 18.10.2021.

В Нижегородской области ООО «Газпром газораспределение Нижний Новгород», является уполномоченным по доверенности ООО «Газпром газификация», в том числе, на совершение действий по приему, обработке заявок о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения, в том числе в рамках догазификации.

В целях организации процесса подключения (технологического присоединения) домовладений, находящихся в газифицированных населенных пунктах, к сетям газораспределения без привлечения средств граждан ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» (в настоящее время реорганизовано в ООО «Газпром газораспределение Нижний Новгород») с 26 июля 2021 года был организован приём предварительных заявок о заключении договоров о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках.

Управление участвует в работе Штаба ФАС России с окружными ТУ ФАС России о текущей ситуации в сфере газификации, которые проводятся каждые 2 недели. В рамках работы штаба Управлением анализируется деятельность газораспределительных организаций (ГРО) на территории Приволжского федерального округа, в том числе динамика:

- исполнения договоров на подключение,

- поступления обращений граждан на действия (ГРО),

- привлечения ГРО к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также Управление участвует в работе регионального штаба по газификации Нижегородской области.

Всего за 1 полугодие 2023 года в Нижегородское УФАС России поступило 104 обращений о нарушении Правила подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 № 1547, из которых:

- 12 - уклонение или неправомерный отказ от заключения договора (отказ в выдаче ТУ), их них 10 – в рамках догазификации;

- 6 - навязывание невыгодных условий договора, их них 2 – в рамках догазификации;

 - 4 - нарушение сроков выдачи технических условий и договора о подключении в рамках догазификации;

- 4 - нарушение порядка расчета платы за техническое подключение, их них 3 – в рамках догазификации;

- 78 - несоблюдение срока технического подключения, их них 70 – в рамках догазификации.

За указанный период возбуждено 66 дел об административных правонарушениях, предусмотренных статей 9.21 КоАП РФ, из них 62 в рамках догазификации.

Всего рассмотрено 81 дело (70 - в рамках догазификации), из них:

- по 70 делам назначен штраф на общую сумму 28 050 000 рублей;

- 11 дел прекращено.

 

Наверх