Контроль рекламной деятельности на территории Нижегородской области в первом квартале 2020 года
28 мая 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

Нижегородское УФАС России

14 мая 2020 года

Общественные слушания практик применения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства о государственных закупках на территории региона

 

 

Доклад на тему:

 

«Контроль рекламной деятельности на территории Нижегородской области в первом квартале 2020 года»

 

 

Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы осуществляют, в том числе, надзор за соблюдением требований законодательства РФ о рекламе.

К полномочиям антимонопольного органа в данной сфере отнесены:

1) предупреждение, выявление и пресечение нарушений физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе;

2) возбуждение и рассмотрение дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с положениями Федерального закона «О рекламе» дело может быть возбуждено по собственной инициативе ведомства, а также по представлению прокурора, обращению органа государственной власти или органа местного самоуправления, заявлению физического или юридического лица.

  Управлением проанализированы итоги работы за первый квартал 2020 года.

За первый квартал 2020 года поступило 91 обращение по фактам распространения рекламы, за аналогичный период 2019 года Управлением рассмотрено лишь 62 заявлений.

По результатам рассмотрения обращений 35 заявлений (за 1 квартал прошлого года таких заявлений было 15) послужили поводом для возбуждения дел, в 56 случаях вынесены решения об отказе в возбуждении дела (за 1 квартал 2019 года отказы вынесены по 47 заявлениям).

Приведенная статистика свидетельствует о том, что доля «обоснованных» обращений, то есть действительно указывающих на признаки нарушения рекламного законодательства, в первом квартале 2020 возросла по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

Если провести сравнительный анализ статистических данных за аналогичные периоды 2019 и 2020 годов, то можно отметить, что в первом квартале 2019 года доля «обоснованных» обращений, рассмотрение которых завершилось возбуждением дела по признакам нарушения рекламного законодательства Российской Федерации, составила 24%, в первом квартале 2020 года   доля таких заявлений возросла до 38%.

Наблюдаемый рост обусловлен прежде всего тем, что обращения, поступившие в  Нижегородское УФАС России  связаны с получением заявителями рекламы по сетям электросвязи без предварительного согласия абонента, т.е., содержащие  признаки  нарушения части 1  статьи 18 ФЗ «О рекламе».

 Основной проблемой при рассмотрении дела, возбужденных по признакам нарушения части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе», является установление местонахождения рекламораспространителей спорных рекламных сообщений, которые зачастую отсутствуют по месту регистрации.

Нижегородским УФАС России разработаны новые подходы к решению этой проблемы по установлению местонахождения таких лиц.

Так, в случае невозможности установить местонахождение ответчика    Управление   осуществляет следующие действия:

- если ответчик является физическим лицом, то направляется запросов в органы полиции для установлении его местонахождения  и вручении ему  копии документов;

- если ответчик является юридическим лицом, то направляется запросов в налоговый орган по месту регистрации для проведения проверки на предмет наличия нарушений налогового законодательства в части отсутствия юрлица по месту регистрации;

- направляется  письмо  оператору связи  о необходимости проведения проверки   достоверности данных, указанных в договорах об оказании услуг связи;

- по результатам рассмотрения дела оператору связи   предлагается провести проверку на предмет рассылки     СМС-спама и приостановление оказания услуг связи.

Вышеуказанные меры обеспечили повышение результативности рассмотрения дел, сокращение количества дел по причине невозможности установления местонахождения ответчика.

Данная практика рекомендована ФАС России всем территориальным управлениям для использования.

Следующим показателем, характеризующим результаты работы территориального управления антимонопольного ведомства, является количество рассмотренных Управление дел.

 

Общие данные о результатах рассмотрения дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе:

 

Период

Всего рассмотрено дел

Прекращено

Вынесено решений

Выдано предписаний

1 квартал 2019 года

22

7

15

7

1 квартал 2020 года

13

3

10

6

 

 

Одной из тенденций 2019 и 2020 годов является уменьшение количества  выданных предписаний. Прежде всего это связано с тем, что в настоящее время рекламодатели и рекламорапространители, получая Определение о возбуждении дела, или в ходе рассмотрения дела, добровольно устраняют допущенное нарушение. В связи с чем выдавать предписание становится нецелесообразным.

Приведенные цифры так же показывают снижение количества дел, возбужденных управлением по признакам нарушения ФЗ «О рекламе».

В 2020 году количество возбужденных дел по сравнению с аналогичным периодом 2019 года сократилось на 41%.

Данная тенденция для Управления ожидаема и является результатом превентивных мер, направленных на предупреждение возможных нарушений, среди которых необходимо выделить:

-  проведение Публичных обсуждений деятельности управления,

-  участие специалистов Нижегородского УФАС России в совместных с Управлением Роскомнадзора по ПФО методических семинарах для средств массовой информации,

-  тесное взаимодействие с органом саморегулирования – Рекламном советом при ТПП Нижегородской области.

В следующей таблице представлена информация о Решениях о наличии нарушений рекламного законодательства, вынесенных Управлением   с разбивкой по   статьям ФЗ "О рекламе".

 

Положения ФЗ «О рекламе»

2019 год

2020 год

Статья 18 "Рекламные смс, звонки, электронные письма "

3

5

Статья 28 "Реклама финансовых услуг"

7

-

Часть 3 статьи 5 "Реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения"

1

1

Часть 7 статьи 5 "Отсутствие в рекламе части существенной информации"

3

-

Статья 7  Реклама запрещенных к рекламированию товаров"

-

1

Статья 16 "Реклама в печатных изданиях"

1

1

Статья 20 "Использование транспортных средств в качестве передвижных рекламных конструкций"

-

1

Статья 21 "Распространение рекламы алкогольной продукции"

-

1

 

Основная доля   выявленных нарушений в 1 квартале 2020 связана с   распространением рекламы по сетям электросвязи (смс-реклама, телефонные звонки, рекламные рассылки по электронной почте, включение рекламы в push-сообщения о пополнении баланса и т.д.) без согласия получателя. Доля таких дел составляет 38%.

 

 

Итоги работы Нижегородского УФАС России в сфере применения

КоАП РФ.

 

Возбуждение дел по фактам нарушения рекламного законодательства осуществляется по статье 14.3 Кодекса. Составление протоколов и рассмотрение таких дел отнесено к полномочиям антимонопольного органа.

В первом квартале 2020 года Управлением рассмотрено 16 дел об административных правонарушениях (за первый квартал 2019 года - 12), из них: вынесено 16 постановлений о признании факта правонарушения (за первый квартал 2019 год – 12). По 10 делам назначены штрафы (в первом квартале 2020 года – по 9 делам) на сумму 1 178 000 руб. (в первом квартале 2019 года – 900 000 р.), по 6 делам вынесены  постановления о назначении наказания в виде предупреждения, что возможно для предприятий малого и среднего бизнеса, в случае если нарушение совершено впервые (в первом квартале 2019 года – 3 предупреждения).

 

 

 

 

 

 

 

Период

Количество рассмотренных дел

Выдано предупреждений

Выдано постановлений о наложении штрафа

Общая сумма наложенный штрафов, руб.

1 квартал 2019 года

12

3

9

900 000 р

1 квартал 2020 года

16

6

10

1178000

 

Итоги первого квартала 2020 года фиксируют увеличение объемов наложенных штрафов. Связано это   с увеличением числа административных дел, возбуждаемых по части 6 статьи 14.3 КоАП РФ (реклама финансовых услуг). Минимальный размер штрафа, установленный данной нормой составляет  300 000 рублей.

 

Обзор рассмотренных дел.

 

  1. Дело №052/05/7-31/2020 в отношении ИП Кришталь К.А.

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение потребителя рекламы по поводу распространения рекламы кальянной Panda Lounge, содержащей признаки нарушения ФЗ «О рекламе».

В связи с указанными обстоятельствами, Нижегородское УФАС России   возбудило  дело №052/05/7-31/2020   по признакам нарушения пункта 8 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» в отношении ИП Кришталя К.А.

В ходе рассмотрения   дела,  Комиссия Нижегородского УФАС России установила, что в период с 08.11.2019 по 09.11.2019 в  городе  Нижнем Новгороде   через почтовые ящики многоквартирных домов распространялась реклама кальянной Panda Lounge с информацией следующего содержания: «Panda Lounge… ПРЕРДЪЯВИТЕЛЮ КУПОНА ВКУСНЫЙ ДЫМНЫЙ КАЛЬЯН за 650 рублей». В качестве доказательства, заявителем был представлен образец листовки.

  Согласно пункту 8 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.

Кальян – это прибор для курения, позволяющий фильтровать и охлаждать вдыхаемый дым. Основным предназначением кальяна является процесс вдыхания (выдыхание) паров с содержанием никотина либо без никотина. Кальян является разновидностью курительных принадлежностей, реклама указанных товаров Федеральным законом «О рекламе» не допускается.

Таким образом, реклама кальянной противоречит требованиям пункта 8 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».

  В ходе рассмотрения дела, ответчик признал нарушение рекламного законодательства  и сообщил, что  на момент рассмотрения дела рекламное

сообщение не распространяется. В связи с этим, Комиссия Нижегородского УФАС России посчитала нецелесообразным выдавать предписание об устранении выявленного нарушения.

 

  1. Дело №052/05/18-346/2020 в отношении ПАО «МТС-Банк»

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение потребителя рекламы по поводу получения рекламы, распространенной на его телефонный номер без предварительного согласия абонента.

В связи с этим, Нижегородское УФАС России 03.03.2020 вынесло Определение №052/05/18-346/2020 о возбуждении дела по признакам нарушения части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» в отношении рекламораспространителя -  ПАО «МТС-Банк».

 В ходе рассмотрения дела Комиссия Нижегородского УФАС России установила, что 23.01.2020 в 13:26 на телефонный номер заявителя поступила реклама в виде смс-сообщения следующего содержания: «Наиль, Вам предварительно одобрено рефинансирование до 5 млн руб., ставка от 9,9%. Оформите заявку на mtsbank.ru/ref1 или по тел ...».

По утверждению заявителя, данное смс-сообщение поступило с буквенного номера «MTS-Bank». Факт поступления указанного смс-сообщения подтверждается детализацией, представленной заявителем.

 Согласно части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Из обращения следует, что ранее заявитель обращался в филиал ПАО «МТС- Банк» 07.11.2018   с просьбой прекратить рассылку смс-сообщений, телефонных звонков и почтовых уведомлений рекламного и иного характера.

Следовательно, смс-сообщение рекламного характера поступило заявителю 23.01.2020 в 13:26 без согласия абонента.

В связи с тем, что распространение рекламного смс-сообщения осуществлялось без предварительного согласия заявителя, Комиссия Нижегородского УФАС России пришла к выводу, что распространение рекламы   противоречит требованиям части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

Комиссией установлено, что рекламнораспространителем рекламы в виде смс-сообщения является ПАО «МТС-Банк».

Таким образом, распространенная заявителю  ПАО «МТС-Банк» реклама    противоречит требованиям части 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

В связи с отсутствием сведений о прекращении распространения ненадлежащей рекламы, Комиссия Нижегородского УФАС России   выдала ПАО «МТС-Банк» предписание об устранении выявленного нарушения Федерального закона «О рекламе».

 

  1. Дело №052/05/20-234/2020 в отношении физического лица В.  – владельца транспортного средства

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступили материалы, направленные Муниципальным казенным учреждением «Городской центр градостроительства и архитектуры» по поводу  

размещения в городе Нижнем Новгороде   транспортного средства марки ЗАЗ 968М, используемого в качестве передвижной рекламной конструкции.

Усмотрев признаки нарушения части 2 статьи 20 ФЗ «О рекламе», Управление Федеральной антимонопольной службы России по Нижегородской области 26 июля 2019 года возбудило дело №052/05/20-234/2020.

Изучив материалы дела, Комиссия Нижегородского УФАС России установила следующее.

В городе Нижнем Новгороде в сентябре – декабрь 2019 года на автомобиля марки ЗАЗ 968М (государственный регистрационный номер О226РК 152), расположенном на парковке по адресу: ул. Звездинка, д. 3, размещалось сообщение следующего содержания: «Ремонт при вас. Пл. Революции 9 (ТЦ «Республика») Звездинка, 7, Культуры 4, пр-т Молодежный 2а (ТЦ «Звезда») Repair MyApple.ru Специализированный сервис Apple … Техника Ремонт Аксессуары #RMAcar)».

В соответствии с частью 2 статьи 20 ФЗ «О рекламе» использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций, в том числе переоборудование транспортных средств для распространения рекламы, в результате которого транспортные средства полностью или частично утратили функции, для выполнения которых они были предназначены, переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида определенного товара, запрещается.

2020-4918(1)

Одним из критериев определения того, что транспортное средство используется преимущественно в качестве рекламной конструкции, является факт длительной стоянки такого транспортного средства. В письме от 02.05.2012 № АК/13623 «О рекламе на транспортных средствах и квалификации информации, размещенной на сайте» ФАС России обращает внимание, что к преимущественному использованию транспортного средства в качестве рекламной конструкции можно отнести случаи, когда транспортное средство, на котором размещена реклама, в течение длительного времени стоит на одном месте без передвижения. При этом оценку длительности размещения транспортного средства на одном месте для целей части 2 статьи 20 Закона о рекламе следует проводить исходя из разумности срока стоянки транспортного средства, а также с учетом места размещения транспортного средства.

Специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области установлено, что указанное транспортное средство находилось на парковке по адресу: ул. Звездинка, д. 3, в течение длительного времени. Доказательством данного факта является акт наблюдения, составленный специалистами Нижегородского УФАС России от 09 декабря 2019 года. Как следует из фотографий, приложенных к акту наблюдения, автомобиль находился на одном месте без передвижения с 17 декабря 2019 года по 09 декабря 2019 года. Данный факт подтверждается фотографиями, сделанными в теплое время года, а также фотографиями автомобиля, на крыше которого лежит снег.

    МКУ «Городской центр градостроительства и архитектуры», представило информацию о владельце транспортного средства   марки ЗАЗ 968М с государственным регистрационным номером О226РК 152  - гражданине В.  На основании этого, Комиссия признала В.  Нарушившим  требования части 2 статьи 20 ФЗ «О рекламе». По утверждению В. , на дату рассмотрения дела транспортное средство снято с учета в ГИБДД и подлежит утилизации.  Нарушение устранено добровольно.

 

  1. Дело №052/05/21-23/2020 в отношении ИП Семеновой О.О.

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской

области поступило обращение потребителя рекламы Ш.   по поводу распространения рекламы алкогольной продукции в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В связи с тем, что в рекламном сообщении усматриваются признаки нарушения требований рекламного законодательства Российской Федерации, Нижегородское УФАС России 10.01.2020 вынесло Определение №№052/05/21-23/2020 о возбуждении дела по признакам нарушения пункта 8 части 2 и части 3 статьи 21 ФЗ

«О рекламе» в отношении рекламораспространителя ИП Семеновой О.О.

 Рассмотрев дело по существу Комиссия установила, что 09.10.2019 в 13:28 в новостной ленте группы «Доска объявлений Сокольского района» в социальной сети «В Контакте» (https://vk.com/sklclub) распространялось сообщение следующего содержания «Магазин Пинта приветствует вас.  ПИНТА.   Фирменный магазин.   Разливное пиво Сказано - сделано!!! Продолжаем обновлять линейку сидоров. НА текущий момент у нас в "рестайлинге" "ГОЛУБАЯ ЛАГУНА" и "МОХИТО". А так же приветствуем новичка в нашей линейке - это ПИВО "ПЕНЗЕНСКОЕ ТРАДИЦИОННОЕ ЛЕГКОЕ" светлое, фильтрованное, пастеризованное: Плотность 11% Алкоголь 4% СОСТАВ: вода, солод ячменный, хмель…». Записи размещены пользователем, зарегистрированным под наименованием «ПИНТА l Фирменный магазин l Разливное пиво», расположенной по адресу – «https://vk.com/pinta_sokol». По данному факту специалистами Нижегородского УФАС России составлен акт наблюдения от 13.11.2019.

 В соответствии с пунктом 13.1 статьи 2 Федерального закона №171-ФЗ от

22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» пиво - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок. Допускается частичная замена пивоваренного солода зерном, и (или) продуктами его переработки (зернопродуктами), и (или) сахаросодержащими продуктами при условии, что их совокупная масса не превышает 20 процентов массы заменяемого пивоваренного солода, а масса сахаросодержащих продуктов не превышает 2 процентов массы заменяемого пивоваренного солода.

Из содержания   рекламного сообщения следует, что в магазине «Пинта» реализуется пиво марки «ПЕНЗЕНСКОЕ ТРАДИЦИОННОЕ ЛЕГКОЕ»,   в состав его  входит: «вода, солод, ячменный, хмель, доля содержания алкоголя составляет 4% (плотность 11%)».

В соответствии с Межгосударственным стандартом по производству пива «Общие технические условия» (ГОСТ №31711-2012) пиво – это пенистый напиток, полученный из пивоваренного солода, хмеля и/или хмелепродуктов и воды с применением или без применения зернопродуктов, сахаросодержащих продуктов в результате брожения пивного сусла, содержащий этиловый спирт, образовавшийся в процессе брожения сусла; светлое пиво - пиво с цветом от 0,2 до 2,5 цветовых единиц (ц. ед.) или от 3,4 до 31 ед. EBC. Таким образом пиво «ПЕНЗЕНСКОЕ ТРАДИЦИОННОЕ ЛЕГКОЕ» является алкогольной продукцией, а рекламное сообщение «Магазин Пинта....» — рекламой алкогольной продукции.

Пункт 8 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» устанавливает запрет на размещение рекламы алкогольной продукции в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В связи с тем, что вышеуказанное рекламное сообщение размещено  в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в новостной ленте группы в социальной сети «В Контакте», его распространение противоречит требованиям пункта 8 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной

продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что в рекламном сообщении алкогольной продукции отсутствует предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкоголя, в связи с чем, рекламное сообщение противоречит требованиям частью 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Таким образом, рекламное сообщение: «..."ПЕНЗЕНСКОЕ ТРАДИЦИОННОЕ ЛЕГКОЕ"...», распространенное 09.10.2019 в 13:28 в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в новостной ленте группы «Доска объявлений Сокольского района» в социальной сети «В Контакте», противоречит требованиям пункта 8 части 2 и части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 2 и 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе», несет рекламораспространитель.

Пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

По данным Администрации городского округа Сокольский Нижегородской

области деятельность в магазине «Пинта»,   осуществляет ИП Семенова О.О. Данный факт подтверждается сведениями из Торгового реестра о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность на 01.07.2019 на территории г.о. Соколький Нижегородской области, утвержденного приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 16 июля 2010 года №602 «Об утверждении Формы торгового реестра, Порядка формирования торгового реестра и Порядка предоставления информации, содержащейся в торговом реестре».

Следовательно, рекламораспространителем рекламного сообщения   является ИП Семенова О.О.

Таким образом, рекламное сообщение, распространенное ИП Семеновой О.О.  09.10.2019 в 13:28 в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в новостной ленте группы «Доска объявлений Сокольского района» в социальной сети «В Контакте», противоречит требованиям пункта 8 части 2 и части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

В ходе рассмотрения дела ИП Семенова О.О. признала факт нарушения пункта 8 части 2 и части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе» и сообщила, что самостоятельно распространила вышеуказанное рекламное сообщение в

информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

  Комиссия   выдала ИП Семеновой О.О. предписание о прекращении выявленного нарушения законодательства РФ о рекламе, которое исполнено надлежащим образом в установленный срок.

 

 

 

Наверх