«Основные нарушения в рамках рассмотрения жалоб и проведения внеплановых проверок в 2022 году. Электронное обжалование и подача обращений в ЕИС»
07 сентября 2022, 12:06
Тип документа:
Доклады
  1. По состоянию на 01.09.2022 управлением рассмотрено 225 жалоб в рамках 44-ФЗ, в 2021 на ту же дату решения были вынесены по 454 жалобам. В текущем году по результатам рассмотрения жалоб выявлено 111 нарушений.

В 2022 году Управлением проведено 115 внеплановых проверок, выявлено нарушений при проведении 47 закупок.

В 2022 году также Управлением рассмотрено 199 обращений о включении сведений об участниках закупок в РНП, сведения в Реестр включены в 31 случае, в 2021 на ту же дату было рассмотрено 157 Обращений.

В рамках административного производства в 2022 году Управлением вынесено 593 постановлений о наложении штрафа, в 2021 году – 463 постановления о наложении штрафа.

 

2. Наиболее распространёнными нарушениями, выявляемыми в рамках рассмотрения жалоб, а также проведения внеплановых контрольных мероприятий, являются:

  • Нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом
  • Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок
  • Нарушение порядка расторжения контрактов в одностороннем порядке.
  • Формирование объекта закупки с нарушениями требований законодательства.

В рамках обзора судебной практики Центральный аппарат Федеральной антимонопольной службы указывает на распространённую тему нарушений заказчиками при формировании объекта закупки с нарушениями требований законодательства при использовании КТРУ.

В частности, в ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия (бездействие) Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку кондиционеров бытовых.

В ходе проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.

Так, в соответствии с техническим заданием в рамках исполнения государственного контракта предусмотрена поставка товара "Кондиционеры бытовые", характеристики которого предусмотрены позицией КТРУ 28.25.12.130-00000010 с обязательным их применением с 24.09.2021.

При этом вышеуказанной позицией КТРУ в том числе предусмотрена характеристика "Мощность в режиме обогрева" со значениями ">= 1.5", ">= 5 киловатт", характеристика "Мощность в режиме охлаждения" со значениями ">= 1.5", ">= 5".

Вместе с тем в техническом задании Заказчиком по характеристике "Мощность в режиме обогрева" установлено значение "не менее 2,6 киловатт", по характеристике "Мощность в режиме охлаждения" установлено значение "не менее 2,6 киловатт", которые не предусмотрены соответствующими позициями КТРУ.

На основании изложенного действия Заказчика, изменившего значение характеристик товара, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к правомерному выводу, о том, что при описании объекта закупки заказчик обязан устанавливать в неизменном виде характеристики товара в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил.

Также суд отметил, что данный вывод также подтверждается судебной практикой, в частности в решении Арбитражного суда города Москвы от 29.03.2022 N А40-204484/21, указано, что "суд соглашается с выводом антимонопольного органа о том, что действия Уполномоченного органа, Заказчиков, установивших характеристики товаров, являющихся предметом лизинга, не предусмотренных позициями Каталога, не соответствуют пункту 5, 6 Правил и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе".

С учетом изложенного Заказчику было отказано в удовлетворении заявленных требований. (Решение Арбитражный суд города Москвы от 13.05.2022 по делу N А40-35891/22-130-254).

3. В мае 2021 года в единой информационной системе в сфере закупок размещены сведения о появлении нового функционала.

У пользователей появилась возможность подать жалобу с использованием ЕИС в ФАС России и ее территориальные органы.

Жалоба в электронном виде, может быть подана на действия, бездействие заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, а также на оператора электронной площадки и оператора специализированной электронной площадки исключительно при проведении электронной процедуры.

Этим функционалом может воспользоваться любой участник закупки, зарегистрированный в едином реестре участников закупок.

Разработчики обращали внимание на то, что электронное обжалование в сфере закупок позволяет осуществить:

- переход на электронный документооборот между участниками процесса;
- автоматическое заполнение формы жалобы при указании идентификационного кода закупки;
- автоматическую проверку правильности заполнения жалобы, соблюдения сроков подачи и рассмотрения жалобы;
- автоматическое размещение сведений в Реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, в том числе принятых по ним решений и выданных предписаний.

1 января 2022 года Федеральный закон № 360-ФЗ закрепил необходимость подачи жалобы в электронном виде, исключив «бумажный» оборот жалоб (за исключением закрытых конкурентных способов).

Анализируя уже практически год эксплуатации внедренного функционала, следует отметить некоторые моменты.

Первое. Нововведения позволили ускорить документооборот, например, между подателем жалобы и контрольным органом, что повлияло на скорость принятия решений при рассмотрении по существу жалоб и конечно, уменьшению срока блокировки закупки, осуществляемой до рассмотрения жалобы.

Если ранее была возможность отправки Почтой России жалобы из любого уголка нашей родины и оттиск штемпеля, попадающий в период подачи жалобы, но пришедший значительно позже мог парализовать процесс подписания заказчиком проекта контракта.

Второе. Изменения в порядке подачи жалоб должны уменьшить количество обращений от «профессиональных жалобщиков».

Пакет поправок, ввел механизм универсальной предквалификации, что позволило уже на этапе подготовки обращения в контрольный орган, через ЕИС, системе ограничивать возможность подачи таких обращений для лиц, участие которых в закупке невозможно ввиду отсутствия опыта. Если в 2021 году это 6-7 основных организаций, занимавших долю порядка 16,5% от общего количества жалоб в прошлом году, в 2022 году появились новые «Профессионалы» и теперь их обращения – более 22% из общего количества жалоб. Однако, общее количество жалоб уменьшилось более чем в 2 раза.

Третье. Появление автоматического размещения сведений в реестре жалоб (ранее сотруднику управления требовалось формировать уведомление о рассмотрении и размещать входящую жалобу с прикреплением всех поступивших документов в ЕИС, сейчас все это осуществляет ЕИС);

Четвертое. Автоматическая блокировка и разблокировка заключения контракта заказчиком (сейчас блокировка, например не требует внимания сотрудника, так как она автоматически устанавливается сразу при поступлении жалобы);

Пятое. ЕИС предоставило возможность автоматического предзаполнения информации при подачи жалобы (это возможность формирования сведений об участнике закупки, при указании ИКЗ, наименования субъекта контроля) и предоставило возможность выбрать обжалуемые действия из предложенного системой списка.

Кроме того, появилась возможность отзыва жалобы через личный кабинет, а также автоматическое формирование уведомления сторон о поступившей жалобе.

Кроме жалоб, функционал также позволяет отправлять еще и иные сведения. Это, например, обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (при признании конкурентной процедуры не состоявшейся с учетом установленных ценовых порогов.

(С 01.01.2022 года направляются в контрольный орган в сфере закупок с использованием ЕИС в сфере закупок в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 № 961 Обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком.

п.4 ч.5, ч.6 ст.93 Федерального закона № 44-ФЗ: Основание -признание конкурентной процедуры, не состоявшейся с учетом ценовых порогов (п.24, 25 ч.1 ст.93 Федерального закона № 44-ФЗ)

Сроки - в течение 5 рабочих дней с даты размещения протокола о признании закупки не состоявшей. Подведомственность: для федеральных нужд, при применении закрытых конкурентных способов – в антимонопольный орган; для нужд субъекта РФ –в региональный орган контроля; для муниципальных нужд –в местный орган контроля.

Согласования необходимо в случае признания несостоявшимися конкурса или аукциона и превышения предельного размера НМЦК, установленного п.1ППРФ№961:

500млн.рублей- для обеспечения федеральных нужд

250млн.рублей для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд,

1тыс.рублей–при несостоявшейся закупке в случае, если процедурой не определен ни один поставщик).

Немного про порядок действий при поступлении такого обращения. После получения обращения и документов, проводится проверка поступившего обращения и документов уже контролирующим органом, осуществляется внеплановая проверка по обращению, контролер вносит в ЕИС результаты контроля по проверке и автоматически система уведомляет Заказчика об этом, проводится автоматическая разблокировка заключения контракта, если согласование получено.

Таких обращений с начала года поступило 5.

Кроме того, функционал личного кабинета с 1 апреля 2022 года позволяет подать обращение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.

Порядок действий заказчика зависит от способа закупки:

• закрытый (в том числе в электронной форме) - направьте обращение на бумажном носителе в одном экземпляре. Его должно подписать уполномоченное лицо. Продублируйте обращение на электронном носителе, если есть такая возможность (п. 10 Правил N 1078).

• открытая электронная процедура - обращение необходимо формировать, подписывать и направлять с использованием ЕИС. Приложите к обращению необходимые документы, например, протокол признания уклонившимся от заключения контрката. Подпишите все эти документы электронной подписью уполномоченного лица. Обращение направляется в контрольный орган автоматически не позднее часа с момента его подписания. Этого не произойдет, если обращение сформировано с нарушениями п. п. 4 - 7 Правил 1078 (пп. "а", "б" п. 9 Правил N 1078).

Обращение, направленное по Правилам N 1078, нельзя отозвать.

Документы нужно направить в течение трех рабочих дней (ч. 4 ст. 104 Закона N 44-ФЗ):

• с даты составления протокола об уклонении от заключения контракта;

• с даты вступления в силу решения суда о расторжении контракта (п. 3 ст. 453 ГК РФ). Узнать эту дату можно в картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/);

• с даты, когда прошло 10 календарных дней после уведомления об одностороннем отказе (ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, Письмо Минфина России от 25.10.2017 N 24-03-08/70001).

Наверх