Как не стать жертвой рекламы, маскирующейся под квитанции платёжных документов. Законность размещения рекламы на квитанции
30 августа 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

Нижегородское УФАС России

13 сентября 2018 года

Общественные слушания практик применения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства о государственных закупках на территории региона

 

Доклад на тему:

«Как не стать жертвой рекламы, маскирующейся под квитанции платёжных документов. Законность размещения рекламы на квитанции»

 

21.12.2017 Президентом Российской Федерации подписан Указ №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».

Согласно Указу в качестве приоритетного направления деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления определено активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации.

Основными целями совершенствования государственной политики по развитию конкуренции являются повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, стабильный рост и развитие экономики государства, но в первую очередь повышение удовлетворенности потребителей.

К числу основных отраслей экономики, где планируется достигнуть определенных результатов развития конкуренции, отнесен рынок услуг жилищно-коммунального хозяйства, в том числе теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение.

В пределах предоставленных полномочий антимонопольное ведомство наряду с контролем за соблюдением требований антимонопольного законодательства РФ осуществляет надзор за соблюдением положений ФЗ «О рекламе».

Плата за коммунальные и жилищные услуги вносится гражданами на основании платёжных документов, которые выставляет исполнитель услуг. В приложении № 2 приказа Минстроя РФ от 29.12.2014 № 924/пр рекомендуется применять платёжный документ не только для информирования потребителей о начисленных суммах, но и для справочной информации. Управляющие и ресурсоснабжающие организации пользовались этим для получения дополнительного дохода и фактически размещали на квитанциях рекламу третьих лиц.

В целях экономии печатного места, в том числе для размещения рекламы, важная и обязательная информация печаталась в квитанции мелким шрифтом. Это неудобно потребителям услуг. В итоге рекламные услуги выглядели как обязательные, а пенсионеры и люди с плохим зрением с трудом замечали нужную информацию из-за мелкого шрифта.

До июня 2018 года практика рассмотрения Нижегородским УФАС России дел, связанных с незаконным размещением рекламы на оборотной стороне квитанций, шла по пути применения положений части 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с данной нормой права при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, определен исчерпывающий перечень информации, содержащейся в платежных документах.  Реклама в данном списке отсутствует.

Поскольку право на размещение рекламы на квитанциях соответствующими нормативными актами не установлено, действия ресурсоснабжающие организации по размещению рекламу на оборотной стороне квитанций были признаны противоречащими части 11 статьи 5 Закона.

Нижегородское УФАС России стало первым территориальным управлением, рассмотревшим дело по признакам нарушения части 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе». Впоследствии практика Нижегородского УФАС России была тиражирована коллегами из других регионов.

Нельзя не отметить, что организации, чьи действия были признаны незаконными, считали, что антимонопольное ведомство неверно трактует положения Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354. По их мнению, следовало разграничивать вопрос размещения рекламы на лицевой и оборотной стороне квитанции. Данные доводы активно использовались ими в ходе судебных разбирательств по оспариванию решений и предписаний Нижегородского УФАС России.

Таким образом, вопрос о специальной норме, запрещающей размещение рекламы на квитанциях, был крайне актуальным.

Следует отметить, что обсуждение законопроекта о запрете рекламы на квитанциях ЖКХ началось еще несколько лет назад (в мае 2014 года).

23 ноября 2017 года состоялось третье чтение законопроекта № 526719-6. Он был одобрен Государственной Думой РФ в третьем чтении, а 25 ноября 2017 года к рассмотрению закона приступил Совет Федерации РФ.

Федеральным законом от 03.04.2018 №61-ФЗ были внесены изменения в ФЗ «О рекламе».

   Изменения коснулись двух статей Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ:

- Статья 5 дополнена частью 10.3 о запрете размещения рекламы на платёжных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов,

- а в часть 7 статьи 38 Закона добавлено положение об ответственности за нарушение части 10.3 статьи 5 закона «О рекламе».

03.06.2018 данные  изменения в ФЗ «О рекламе» вступили в законную силу.

Подробная информация о практике Управления, связанной с рассмотрением дел по фактам размещения рекламы на квитанциях, а также рассмотрением обращений граждан по поводу рекламы, завуалированной под форму квитанций, представлены на слайдах.

Приложенные файлы
Доклад_для_размещения_на_сайте_Шумилова-1535798679.docx (18,1 КБ)
Наверх